Среди народов, проживающих в СССР, татары по численности занимают пятое место после русских, украинцев, белорусов и узбеков. По данным переписи 1970 г., их насчитывалось почти шесть миллионов человек (5931 тыс. человек). Из них в РСФСР проживало 4758 тыс. татар, занимая второе место по численности после русских. Около 3,4 млн. татар живет в Среднем Поволжье и Приуралье, в том числе: в Татарской АССР— 1 млн. 536 тыс., что составляет половину всего населения республики; в Башкирской АССР — 945 тыс.; в других автономных республиках Поволжья и Приуралья — 215 тыс.; в областях Поволжья — 400 тыс.; в областях Приуралья — 300 тыс.
Более 300 тыс. татар, в основном выходцев из Поволжья, живут в Москве и Ленинграде. Значительная группа татар — около 100 тыс. человек — населяет Донбасс и другие промышленные районы Украины. Более одного миллиона татар, в большинстве своем переселившихся из Поволжья, проживает в республиках Средней Азии — в Узбекской ССР (578 тыс.), в Казахской ССР (284 тыс.), в Киргизской ССР (69 тыс.), в Таджикской ССР (71 тыс.) и Туркменской ССР (36 тыс.). Кроме того, известны татары астраханские (около 50 тыс.), сибирские (около 100 тыс.), крымские (около 250 тыс.), отличающиеся от по[1]волжских татар своим происхождением и историей. Не[1]большие группы татар, близкие по происхождению или по названию поволжским, проживают за пределами Советского Союза: в Финляндии, Турции, в Болгарии, Румынии и Польше.
Наиболее компактно татары расселены в автономных республиках и областях Среднего Поволжья и Приуралья, особенно в Татарской и Башкирской АССР.
[12]
Татары Поволжья и Приуралья подразделяются на две основные родственные по происхождению, языку и культуре общности — казанских татар и татар-мишарей. Кроме того, выделяется небольшая группа так называемых татар-кряшен, или крещеных татар. Внутри казанских татар и мишарей наблюдаются территориальные подразделения, имеющие свои особенности в языке и культуре 1.
Так, казанские татары подразделяются на северо-западную, елабужскую, приуральскую, пермскую, юго-во[1]сточную, чепецкую и касимовскую группы.
Северо-западная группа казанских татар является основной. В нее входят татары, проживающие в северо-западных районах Татарской АССР и сопредельных областях и автономных республиках. Эту группу следует рассматривать в качестве основного ядра казанских татар, сформировавшегося в период Казанского ханства в XV—XVI вв. Территория расселения северо-западной группы совпадает с основной территорией населения Казанского ханства. На месте большинства деревень и сел Казанского ханства продолжается развитие современных татарских сел этого района. Остальные группы казанских татар в той или иной степени являются выходцами из этой среды. Поэтому бытовой уклад северо-западной группы татар, так же как и их язык, в известной мере являются наиболее типичными для казанских татар в целом. В северо-западной группе выделяется несколько территориальных подгрупп: заказанская в пределах Зеленодольского, Арского и Сабинского районов Татар[1]ской АССР; параньгинская и ципьинско- малмыжская подгруппы, расположенные в Параньгинском районе Марийской АССР, Балтасинском районе Татарской АССР и Малмыжском районе Кировской области; мамадышская подгруппа включает в себя татарское на[1]селение Мамадышского, Сабинского, Рыбно-Слободского и восточной части Лаишевского и Пестречинского районов; правобережная, или нагорная подгруппа, включает в себя татар нурлатско-кайбицкого и камско-устьинско-апастовского регионов.
Елабужская группа татар, включающая татарское
____
1. См.: Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М., «Наука», 1967, с. 39; Современный татарский литературный язык. М., «Наука», 1969, с. 5.
[13]
население Елабужского, Агрызского районов Татарии и Можгинского района Удмуртской АССР, сложилась в основном в результате переселения сюда казанских татар после присоединения края к Русскому государству, т. е. после 1552 г. Отсутствие здесь селений периода Казанского ханства и более раннего времени подтверждает это.
Юго-восточная группа охватывает казанских та[1]тар, постепенно переселившихся в XVI— XVIII вв. из цент[1]ральных районов в юго-восточном направлении. Сюда входят подгруппы: закамская (между Заем и Шешмой); каргалинская — в районе Оренбурга и троицкая — в Челябинской области.
Приуральская группа численно не уступает северо-западной группе. Она состоит преимущественно из казанских татар, переселившихся в Приуралье, в основном в бассейн р. Белой, после 1552 г. и получивших позднее прозвище «тептяри».
Пермская группа включает бартымских, или тайнинских татар, проживающих в Пермской области. Не исключено, что основу их, так же как и чепецких (с каринской и нукратской подгруппами) татар, составляет тюр[1]коязычное население, обитавшее здесь в период Казанского ханства и Волжской Булгарии. Еще во времена Казанского ханства не позже середины XV в. на р. Оке оформилась касимовская группа, возникшая на базе выходцев из ногайских степей и переселенцев из Казани.
Татары-мишари также подразделяются наряд групп, но среди них нет такой четкой разграниченности, как у казанских татар. Мишари были значительно более мобильными и в настоящее время они живут в пределах Татарской АССР и восточнее, чересполосно с казанскими татарами. Можно выделить четыре территориальные группы татар-мишарей: окскую, волжско-правобережную, заволжскую (левобережную) и приуральскую В большей степени сохранили особенности традиционной культуры татары-мишари окской или темниковской группы и сергачской подгруппы волжско-правобережной группы. Первая проживает в западных районах Мордовской АССР и прилегающих районах Рязанской и Тамбовской областей. Вторая занимает бассейн р. Пьяны
____
1. См.: Татары Среднего Поволжья и Приуралья, с. 46—51; Мухамедова Р. Г. Татары-мишари. М., «Наука», 1972, с. 26— 27.
[14]
в пределах Горьковской области и северо-востока Мордовии. В результате расселения в восточном направлении, Особенно в связи со строительством засечных черт в XVI— XVIII вв., из представителей темниковской группы были образованы кузнецкая, лямбирская и хвалынская подгруппы волжско-правобережной группы. В дальнейшем часть темниковских мишар оказалась и на волжском левобережье и в Приуралье (юго-западная Башкирия), где они до сих пор называют себя «темэннэр», т. е. «тюменцы» (темниковцы).
Расселение сергачских мишарей также в восточном направлении в XVI— XVII вв. способствовало возникновению буинско-симбирской подгруппы правобережной группы, а также байкибашской подгруппы приуральской группы татар-мишарей. Чистопольская и чердаклинско-мензелинская подгруппы левобережной группы, так же как и альметьевско-бавлинская подгруппа татар-мишарей, имеет значительно более смешанный характер, свидетельствующий о том, что в их формировании участвовали разные компоненты.
Татары-кряшены — относительно небольшая группа татар, преимущественно близких к казанским, исповедующих христианство и проживающих в основном в пре[1]делах Татарской АССР 1. Выделяются подгруппы: молькеевская на границе с Чувашией; предкамская в Лаишевском и Пестречинском районах; восточно-закамская; елабужская; чистопольская в Татарской АССР и нагайбакская в Западной Башкирии.
Несмотря на кажущуюся дробность, татары Среднего Поволжья и Приуралья обладают целостной этнографической культурой, имеют общий язык и сходный антропологический тип. Показательно в связи с этим и единое название народа — «татары». Так, русские, украинцы, казахи и другие не различают казанских татар и татар-мишарей, а называют их общим именем — «татары». В XIX в. как казанские, так и татары-мишари предпочитали называть себя мусульманами. Но казанские татары, кроме того, называли себя или татарами, или булгарами, или казанцами (казанлы), редко ногаями, а татар-мишарей — мишарами. Последние предпочитали себя называть тата[1]
_____
1. См.: Мухаметшин Ю. Г. Татары-кряшены. М., «Наука», 1977.
[15]
рами или мусульманами, а казанских татар — татарами или «локыр». Башкиры, чуваши, сибирские татары, т. е. народы, родственные татарам, или длительное время живущие с ними, разделяют казанских татар (типтэр, казанлы) и татар-мишарей (мишэр). Марийцы нередко называют татар Архаическим именем «суас», а удмурты — «бигер».
Татары Среднего Поволжья и Приуралья по языку, облику своей традиционной духовной и материальной культуры, антропологическому типу родственны народам тюркоязычной семьи. Показательно в этом отношении изучение этнических сторон татарского народа — его этнографии, языка и антропологии.
[16]
Цитируется по изд.: Халиков А.Х. Происхождение татар Поволжья и Приуралья. Казань, 1978, с. 12-16.