Татарстан [Россия]

Субъект Российской Федерации Республика Татарстан (Приволжский административный округ), столица г. Казань.

Халиков А.Х. Татарский народ и его расселение

Среди народов, проживающих в СССР, татары по численности занимают пятое место после русских, украинцев, белорусов и узбеков. По данным переписи 1970 г., их насчитывалось почти шесть миллионов человек (5931 тыс. человек). Из них в РСФСР проживало 4758 тыс. татар, занимая второе место по численности после русских. Около 3,4 млн. татар живет в Среднем Поволжье и Приуралье, в том числе: в Татарской АССР— 1 млн. 536 тыс., что составляет половину всего населения республики; в Башкирской АССР — 945 тыс.; в других автономных республиках Поволжья и Приуралья — 215 тыс.; в областях Поволжья — 400 тыс.; в областях Приуралья — 300 тыс.

Более 300 тыс. татар, в основном выходцев из Поволжья, живут в Москве и Ленинграде. Значительная группа татар — около 100 тыс. человек — населяет Донбасс и другие промышленные районы Украины...

Шанбай Т.К. Татары

ТАТАРЫ — народ, основное население Республики Татарстан (53,15% по переписи 2010 года), живут также в центральных областях Европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Крыму, в Астрахани, в Казахстане, Центральной Азии, Синьцяне, Афганистане на Дальнем Востоке и др. Всего около 6 миллионов человек. Этноним татары часто встречается в трудах Гумилева. Историк уделял особое внимание этнической истории этого народа.

Брук С.И. Татары

ТАТАРЫ (103), крупнейший народ Татарской АССР (47,7% населения республики). Почти 3/4 всех татар живёт за пределами своей республики, в Башкирской АССР, Челябинской, Пермской, Свердловской, Оренбургской и Астраханской областях, в Казахстане и Средней Азии (особенно много их в Узбекской ССР). Общая численность 6650 тысяч человек, в том числе в СССР — 6600, Румынии — 23, Турции — 20 тысяч, человек.

Ярлыкапов А.А. Верования татар

Татар верования. Татары (5522 тыс. чел. — 1989) — мусульмане-сунниты (см. Суннизм) ханафитского толка; небольшая группа татар кряшены (в том числе нагайбаки) — православные. Ислам на территорию Волжской Булгарии (см. Ислам в России) стал проникать еще в 9 веке; в 10 веке он стал государственной религией. По свидетельству Ибн-фадлана, ислам здесь изначально распространялся по толку Абу-Ханифы, что объяснялось давними торговыми связями со Средней Азией. Ислам настолько укоренился среди волжских булгар, что они сами стали его проводниками среди соседних народов.

Мухамедова Р. Г., Хисамутдинов Г. М., Халиков А. X. Татары

ТАТАРЫ - группа тюркоязычных народов (татары Среднего Поволжья и Приуралья, астраханские, сибирские, крымские, литовские и др.), происхождение и формирование которых протекали в разных исторических условиях. Впервые термин «татары» в форме "да-да" или "та-тань" отмечается в китайских источниках 8-9 веков. Так назывались северные группы монгольских племен, кочевавшие в 6-9 веке на территории современной Северо-Восточной Монголии, Приамурья и Маньчжурии. В 13 веке с татаро-монгольским нашествием наименование «татары» проникает в Европу.

Попов Н.С. Верования мордвы

Мордва — коренной народ Поволжья (численность 1 153 987 чел.). Основная его часть проживает в Пензенской, Саратовской, Тамбовской, Ульяновской и Нижегородской обл. РФ, Татарстане, Башкортостане, Чувашии. В Мордовской Республике живет 29% всей численности мордвы (313 420 тыс. чел.). Это составляет 32,5% населения республики, доля же русских превышает 60%, татар — около 5%. Более 61% мордвы проживает в сельской местности.

Журавель А.В. "Татары".

Общеизвестна практика монголов пополнять свои войска за счет покоренных ими народов: собственно название «татары», с которыми их обычно отождествляют русские источники,– всего лишь одно из последствий этого. Монголы, по словам венгерского монаха Юлиана, захваченные народы обязывали «вперед именоваться татарами» (Аннинский C.А. Известия о татарах XIII-XIV в. // Исторический архив. Т. 3. М.;Л., 1940. С. 87). Татары, таким образом, есть монгольский аналог русских «смердов», хотя применялся он именно к тюркоязычным народам; их монголы пускали во время сражений вперед, а сами вступали в дело лишь в решающий момент. Подробнее см.: Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды. С. 303–306...

Вятчина М.В. Опыт визуализации этничности: исторический контекст собирания фотофонда «Вотяки» (из коллекции Этнографического музея Казанского университета).

В исторических исследованиях фотографии долгое время отводилась иллюстративная роль второго плана. Однако достижения современной науки позволяют применять визуальные методы в различных социогуманитарных науках.  В данной статье речь пойдет о том, как фотоизображение инициирует «расследование», раскрывая свою «биографию» и попутно демонстрируя исторические реалии конца XIXвека, фотографические практики и их роль в научной жизни историков и мастеров искусства «светописи».

Гузенкова Т. С., Иванов В. П. Чуваши.

Чуваши. Иллюстрированная энциклопедия народов России. СПб, 1877.

Шеломова Татьяна. Чуваши.

Мордва, чуваши, черемисы.
Иллюстрированная энциклопедия народов России. СПб, 1877.

Автоэтноним (самоназвание)

чаваш: Этноним "чаваш" некоторыми исследователями возводится к названию одного из родственных булгарам Волжской Булгарии племени – сувар, или суваз, суас.

Страницы

Подписка на RSS - Татарстан [Россия]