Среди народов, проживающих в СССР, татары по численности занимают пятое место после русских, украинцев, белорусов и узбеков. По данным переписи 1970 г., их насчитывалось почти шесть миллионов человек (5931 тыс. человек). Из них в РСФСР проживало 4758 тыс. татар, занимая второе место по численности после русских. Около 3,4 млн. татар живет в Среднем Поволжье и Приуралье, в том числе: в Татарской АССР— 1 млн. 536 тыс., что составляет половину всего населения республики; в Башкирской АССР — 945 тыс.; в других автономных республиках Поволжья и Приуралья — 215 тыс.; в областях Поволжья — 400 тыс.; в областях Приуралья — 300 тыс.
Более 300 тыс. татар, в основном выходцев из Поволжья, живут в Москве и Ленинграде. Значительная группа татар — около 100 тыс. человек — населяет Донбасс и другие промышленные районы Украины...
ТАТАРЫ — народ, основное население Республики Татарстан (53,15% по переписи 2010 года), живут также в центральных областях Европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Крыму, в Астрахани, в Казахстане, Центральной Азии, Синьцяне, Афганистане на Дальнем Востоке и др. Всего около 6 миллионов человек. Этноним татары часто встречается в трудах Гумилева. Историк уделял особое внимание этнической истории этого народа.
ТАТАРЫ (103), крупнейший народ Татарской АССР (47,7% населения республики). Почти 3/4 всех татар живёт за пределами своей республики, в Башкирской АССР, Челябинской, Пермской, Свердловской, Оренбургской и Астраханской областях, в Казахстане и Средней Азии (особенно много их в Узбекской ССР). Общая численность 6650 тысяч человек, в том числе в СССР — 6600, Румынии — 23, Турции — 20 тысяч, человек.
Татар верования. Татары (5522 тыс. чел. — 1989) — мусульмане-сунниты (см. Суннизм) ханафитского толка; небольшая группа татар кряшены (в том числе нагайбаки) — православные. Ислам на территорию Волжской Булгарии (см. Ислам в России) стал проникать еще в 9 веке; в 10 веке он стал государственной религией. По свидетельству Ибн-фадлана, ислам здесь изначально распространялся по толку Абу-Ханифы, что объяснялось давними торговыми связями со Средней Азией. Ислам настолько укоренился среди волжских булгар, что они сами стали его проводниками среди соседних народов.
ТАТАРЫ - группа тюркоязычных народов (татары Среднего Поволжья и Приуралья, астраханские, сибирские, крымские, литовские и др.), происхождение и формирование которых протекали в разных исторических условиях. Впервые термин «татары» в форме "да-да" или "та-тань" отмечается в китайских источниках 8-9 веков. Так назывались северные группы монгольских племен, кочевавшие в 6-9 веке на территории современной Северо-Восточной Монголии, Приамурья и Маньчжурии. В 13 веке с татаро-монгольским нашествием наименование «татары» проникает в Европу.
Мордва — коренной народ Поволжья (численность 1 153 987 чел.). Основная его часть проживает в Пензенской, Саратовской, Тамбовской, Ульяновской и Нижегородской обл. РФ, Татарстане, Башкортостане, Чувашии. В Мордовской Республике живет 29% всей численности мордвы (313 420 тыс. чел.). Это составляет 32,5% населения республики, доля же русских превышает 60%, татар — около 5%. Более 61% мордвы проживает в сельской местности.
Общеизвестна практика монголов пополнять свои войска за счет покоренных ими народов: собственно название «татары», с которыми их обычно отождествляют русские источники,– всего лишь одно из последствий этого. Монголы, по словам венгерского монаха Юлиана, захваченные народы обязывали «вперед именоваться татарами» (Аннинский C.А. Известия о татарах XIII-XIV в. // Исторический архив. Т. 3. М.;Л., 1940. С. 87). Татары, таким образом, есть монгольский аналог русских «смердов», хотя применялся он именно к тюркоязычным народам; их монголы пускали во время сражений вперед, а сами вступали в дело лишь в решающий момент. Подробнее см.: Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды. С. 303–306...
В исторических исследованиях фотографии долгое время отводилась иллюстративная роль второго плана. Однако достижения современной науки позволяют применять визуальные методы в различных социогуманитарных науках. В данной статье речь пойдет о том, как фотоизображение инициирует «расследование», раскрывая свою «биографию» и попутно демонстрируя исторические реалии конца XIXвека, фотографические практики и их роль в научной жизни историков и мастеров искусства «светописи».
Мордва, чуваши, черемисы. Иллюстрированная энциклопедия народов России. СПб, 1877.
Автоэтноним (самоназвание)
чаваш: Этноним "чаваш" некоторыми исследователями возводится к названию одного из родственных булгарам Волжской Булгарии племени – сувар, или суваз, суас.