Журавель А.В. "Татары".

Общеизвестна практика монголов пополнять свои войска за счет покоренных ими народов: собственно название «татары», с которыми их обычно отождествляют русские источники,– всего лишь одно из последствий этого. Монголы, по словам венгерского монаха Юлиана, захваченные народы обязывали «вперед именоваться татарами» (Аннинский C.А. Известия о татарах XIII-XIV в. // Исторический архив. Т. 3. М.;Л., 1940. С. 87). Татары, таким образом, есть монгольский аналог русских «смердов», хотя применялся он именно к тюркоязычным народам; их монголы пускали во время сражений вперед, а сами вступали в дело лишь в решающий момент. Подробнее см.: Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды. С. 303–306.

А.В. Журавель. "Аки молниа в день дождя". Книга 1. М., 2010. с. 206. (Очерк IV. «Монголо-татарское иго»: что это такое? Подстрочное примечание).

+ + +

О том, что русские участвовали в монгольском походе на запад, прямо говорят хрони-ки Матвея Парижского и Фомы Сплитского. Так последний упоминает «перебежчика из ру-тенов», который заранее сообщил венграм о татарском плане ночью захватить мост через ре-ку Шайо . Документы, приводимые Матвеем, в том числе свидетельство русского архиепи-скопа Петра, говорят о наличии в их войске большого числа «еретиков и лжехристиан», которыми, с точки зрения католиков, могли быть только русские и аланы, к тому времени покоренные монголами. *

----

* «Они вобрали в себя уже многие от всех народов и племен»; «хотя те называются тартарами, много в их войске лжехристиан и команов, которых по-тевтонски мы называем вальвами»; «численность их день ото дня возрастает, а мирных людей, которых побеждают и подчиняют себе как союзников, а именно великое множество язычников, еретиков и лжехристиан, превращают в своих воинов» (Матузова В.И. Английские средневековые источники. М., 1979. С. 152, 158, 159–160).

А.В. Журавель. Аки молниа в день дождя". Книга 1. М., 2010. с. 213.

Этнос: