Мордва, чуваши, черемисы.
Иллюстрированная энциклопедия народов России. СПб, 1877.
чаваш: Этноним "чаваш" некоторыми исследователями возводится к названию одного из родственных булгарам Волжской Булгарии племени – сувар, или суваз, суас.
Чуваши составляют основное население Чувашии, где их 907 тыс.чел (70,7% населения республики). Кроме того чуваши проживают в Татарии – 134,2 тыс.чел., Башкирии – 118,6 тыс.чел., Ульяновской – 116,5 тыс.чел. и др. областях РФ.
Динамика численности этноса в составе населения страны имеет следующий вид: 1897 г.- 845 тыс., 1926 г.- 1117 тыс., 1937 г.- 1168 тыс., 1939 г.- 1370 тыс., 1959 г.- 1470 тыс., 1970 г.- 1694 тыс., 1979 г.- 1751 тыс.чел., 1989 г. - 1842 тыс.чел., из них в РФ - 1774 тыс.чел.
Динамика численности этноса в составе населения страны имеет следующий вид: 1897 г.- 845 тыс., 1926 г.- 1117 тыс., 1937 г.- 1168 тыс., 1939 г.- 1370 тыс., 1959 г.- 1470 тыс., 1970 г.- 1694 тыс., 1979 г.- 1751 тыс.чел., 1989 г. - 1842 тыс.чел., из них в РФ - 1774 тыс.чел.
чувашский: Чувашский язык имеет два диалекта – низовой («укающий») и верховой («окающий»).
Письменность для чувашского языка была создана на основе русской графики в 18 в., в 1769 г. была издана первая грамматика чувашского языка.
Православие: Верующие чуваши в основном православные, часть придерживается традиционных языческих верований.
Традиционные верования: Верующие чуваши в основном православные, часть придерживается традиционных языческих верований.
Формирование чувашского этноса начинается в 7-8 вв., когда в Среднее Поволжье переселяется значительная часть тюркоязычных, в основном, булгарских племен, которые начали сливаться с местным финно-угорским населением. К названию племени сувар (или суваз, суас), родственного болгарам, некоторые исследователи возводят название чуваш. Этническое развитие чувашского этноса протекает сначала в рамках Волжской Булгарии - государственного образования 10-начала 13 вв., затем Золотой Орды и Казанского ханства. В русских источниках этноним «чаваш» впервые встречается в 1508 г. В середине 16 в. чуваши становятся поданными Русского государства, в 18 в. происходит их христианизация. В 1920 г.была создана Чувашская АО, преобразованная в 1925 г. в АССР. Современное название национальной государственности чувашей – Чувашская республика.
Традиционное занятие чувашей – земледелие, при преобладании к началу 20 в. трехполья. Главными культурами были зерновые – рожь, полба, овес, ячмень и др., из технических лен и конопля. Землю обрабатывали сохами разных типов, боронами, в степных районах для подъема целины использовался тяжелый однолемешный плуг (агапусь). Животноводство из-за недостатка кормовых условий было слабо развито, разводили овец, коров, свиней, лошадей. Значительную роль играло пчеловодство. Многочисленны были промыслы и ремесла, многие из них были связаны с деревообработкой – резьба по дереву, рогожное, канатное, кулеткацкое производство. Развиты были такие ремесла как колесное, бондарное, столярное, а также гончарство, плетение, вышивка и т.д.
Материалами для изготовления одежды служили в основном холст и сукно, изготовлявшиеся в каждом хозяйстве, с 19 в. стали использоваться и покупные хлопчатобумажные ткани. Традиционная мужская одежда чувашей состояла из холщовой рубахи и штанов, рубаха была туникообразного кроя, ее носили навыпуск с тонким поясом. Рубаха и штаны были пестрядинными, но для молений надевали одежду белого цвета. Поверх рубахи в холодную погоду надевали холщовую или суконную поддевку и еще одни штаны, тоже холщовые или суконные. Женщины носили рубахи разных видов кроя с передником, со 2-й пол.19 в. женские рубахи стали делать составными. Вместе с рубахой женщина носили штаны. Поверх рубахи надевали передник, у вирьял он был с нагрудником, украшался вышивкой и аппликацией, у анатри без нагрудника из красной клетчатой ткани. В праздник женщины надевали полотенчатый головной убор, поверх которого надевалась шапочка с наушниками или на темени вышитая полоска ткани. Девичьим головным убором была шлемовидная шапочка либо вышитая полоска ткани, которая носилась на темени. Разнообразны были женские украшения – наспинные, поясные, нагрудные и т.д., например, у низовых чувашей украшенная монетами перевязь тевет, которая надевалась через левое плечо под правую руку. Верхней одеждой, как мужской, так и женской, были холщовые кафтаны, овчинные тулупы, шубы, которые у зажиточных людей шились из меха ценных пушных животных. Обувью были лапти и сапоги, которые носили с суконными онучами или белыми шерстяными чулками.
Основными типами поселений у чувашей были села и деревни гнездовой или линейной планировки. Со 2-й половины 19 в. стала распространяться планировка уличного типа. Северные поселения чувашей насчитывали 80-100 дворов, южные – 500-800. Усадьбы делились на две части: переднюю – собственно двор с жилой и большей частью хозяйственных построек и заднюю с огородом и баней. Для усадьбы верховых чувашей характерна Г- или П-образная застройка, у низовых надворные постройки расположены в противоположном от дома углу двора. Традиционная чувашская изба (пурт, сурт) ставилась в центре переднего двора, имела обычно двухскатную крышу, но на севере встречались и четырехскатные, крыша покрывалась соломой, а у зажиточных людей дранкой или тесом. Жилище ориентировалось входом на восток и окнами на юг, отапливалось по-черному глинобитной печью, имело нары. Со 2-й пол. 19 в. у чувашей стала распространяться трехраздельное (изба-сени-клеть) жилище среднерусского типа с русской печью с трубой, красным углом, коником, лавками вдоль стен и полатями. При этом сохранялся традиционный очаг с подвешенным или вмазанным котлом. Снаружи жилище украшалось резьбой и росписью. Среди дворовых построек можно отметить архаичную летнюю кухню лась, стены ее делались из тонких бревен или горбылей, пол был земляной, потолок отсутствовал, не делались окна, внутри был очаг с подвесным котлом, земляные нары, полки с утварью. В состав хозяйственных построек входили также бревенчатые амбары, которые перегородкой делились на две части, в одной хранилось зерно, в другой хозяйственная утварь, конская сбруя и т.п., также погреба, бани и другие строения.
В пище чувашей преобладали растительные продукты. Разнообразны были жидкие блюда - супы, похлебки с клецками, щи, готовили каши из разных круп, толокно, вареный картофель. Из муки выпекали хлеб, обычно ржаной, пироги с разной начинкой – крупой, капустой, ягодой и др., варили кисель. Иногда готовили хуплу – запеченное между двумя блинами мелко нарубленные мясо или рыба. Значительным было потребление овощей – капусты, лука, репы, редьки и др., дикорастущих трав – щавеля, борщевника, крапивы, с сер. 19 в. значительную роль стал играть картофель. Нечастыми на столе были молочные блюда – кислое молоко, пахтанье, творожные сырки, а особенно мясные. Готовили шартан – колбасу из овечьего желудка, начиненного мясом и салом, а также другие виды колбас с начинкой из круп, мяса, крови. Восточные чуваши в качестве обрядовой пищи употребляли конину, свинину чуваши стали употреблять только в 20 в. Масло, дичь, рыба, мед дополняли стол. Лакомством были сваренные вкрутую и поджаренные на масле куриные яйца. Разнообразны были напитки – кислое молоко, пахта, заимствованные квас и чай, из алкогольных – медовый напиток, брага, пиво.
Основной формой традиционного общественного объединения чувашей была сельская община, она охватывала одно или несколько селений. Нередко организовывались общинные помочи – пулаш. Наряду с общинными большую роль играли родственные связи, семьи, связанные родством составляли отдельные улицы или концы деревни. Существовали большие семьи, их наличие было обусловлено потребностями хозяйства, в частности, преобладанием подсеки в земледелии. Но с начала 19 в. преобладающей становится малая семья. Существовали обычаи многоженства, сорората и левирата, которые стали исчезать после христианизации чувашей.
Обрядность жизненного цикла у чувашей содержала много архаических элементов. Так при рождении ребенка пуповина мальчика отрезалась на топорище, а девочки – на прялке, младенца кормили медом и маслом, особым обрядом его передавали под покровительство духа домашнего очага. Общение молодежи было свободным, что однако не приводило к распущенности. В хозяйственных интересах у чувашей поощряли ранняя женитьба сыновей и позднее замужество дочерей, поэтому нередко невеста была старше жениха на 8-10 лет. Свадьба продолжалась 4-5 дней, она проходила в домах невесты и жениха и сохраняла многие традиционные элементы: обращение старшего дружки с приветствием к родителям невесты, «выкуп ворот» при въезде во двор невесты, закрывание ее лица головным покрывалом перпенчек, ритуальное хождение новобрачной за водой и др. Языческие обряды производились и во время погребения: умерших хоронили в деревянных колодах, в которые клали бытовые предметы и орудия труда, на могиле ставили антропоморфный памятник, доставление которого на кладбище имитировало похороны.
Среди многочисленных календарных праздников чувашей можно отметить масленицу, весенний праздник жертвоприношения солнцу, богу Тура и предкам, который потом стал совпадать с Пасхой, и другие. Многие магические обряды были непосредственно связаны с производственной деятельностью, так во время массового падежа домашнего скота от болезни производилось ритуальное очищение домашних животных путем прогона между двух костров, огонь для которых добывался трением.
В языческих верованиях чувашей прослеживаются черты зороастризма, иудаизма, ислама. Верили в существование добрых богов во главе с верховным божеством Силт тура и злых существ, возглавляемых Шайтаном. Существовало почитание особых рощ и урочищ, они назывались киремет, здесь проводились моления с жертвоприношениями злому духу – хозяину этого места. Отправлением культа руководили специальные лица, хотя иерархии у них еще не существовало. Были представления о духах дома и природы, одним из них был хертсурт – домовой. У каждой семьи был йерех – кузовок из коры, в котором хранились изображения духов в виде куколок, прутиков и т.п. Выходящей замуж дочери давалась часть этих предметов, которые она помещала в йерех новой семьи.
Среди различных жанров фольклора особое развитие у чувашей получили песни – застольные, гостевые, свадебные и др., которые исполнялись под различные музыкальные инструменты – волынку, дуду, пузырь, гусли, позднее гармонь и скрипку.
© 2000 Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education