Гиляки — народность, относимая к палеоазиатам (...) южной группы (гиляки, айны). Имеют коренастое телосложение и монголоидные черты. Живут в устье Амура и в северной части острова Сахалина. Ранее, видимо, занимали значительную часть бассейна рек Амура и Уссури. По переписи 1926 года, их насчитывается до 4,5 тысячи человек. Гиляки — рыболовы и охотники, в частности и на морского зверя. Зимою живут в землянках с дымовым отверстием в крыше, которым пользуются, как коряки, и для входа, но в качестве пережитка лишь во время медвежьего обряда. Летние жилища — на сваях с такими же амбарами. В настоящее время эти жилища они меняют на дома маньчжурского типа с канами, нагреваемыми дымовыми трубами. Для передвижения пользуются летом лодками, а зимою легкими мастерски сделанными нартами, в которые запрягаются собаки. Одежда — мехом наружу; не так давно еще носили рубашки из рыбьей кожи. Мужчины заплетают косы. По языку гиляки совершенно отличны не только от ближайших соседей, но и вообще от всех народов Азии. По исследованиям Л. Я. Штернберга, гиляцкий язык приближается к языкам индейцев Северо-Западной Америки; характерно, между прочим, присутствие особых числительных для каждого класса предметов. Благодаря усиленной колонизации Амура, уклад жизни гиляков больше, чем у других народностей, подвергся ломке со стороны социальной и хозяйственной. Отрицательное влияние на гиляков имели крупные капиталистические рыбопромышленные предприятия и особенно торговля спиртом. После интервенции, разрушившей промыслы, гиляки стали заводить огороды и лошадей. Зимою по-прежнему занимаются извозом при помощи нарт на собаках (доставка грузов, почты и пассажиров на остров Сахалин).
Цитируется по изд.: Сибирская советская энциклопедия в четырех томах. Том первый. А-Ж. Новосибирск, 1929, колонка 659.
Литература:
Schrenck. Reisen in Amurlande, т. 3, „Die Volker des Amurlandes", СПб., 1881 — 90; Штернберг, Л. Я. Гиляки, „Этногр. Обозр.", М. 1904, кн. 1, 2, 4; Арсеньев, В. К. и Титов, Е. И. Быт и характер народностей Вост. Края, Хабаровск— Владивосток, 1928.