Лугуев С. А., Магомедов Д. М. Каратинцы.

Версия для печатиВерсия для печати

Каратинцы, кΙ кΙаралал (самоназвание), народ в Российской Федерации (6,4 тыс. человек). Относятся к андийским народам, коренное население Западного Дагестана. Говорят на каратинском языке. Распространён также аварский язык, часть населения говорит по-кумыкски. Письменность на основе русской графики (с конца XVII — начала XVIII вв. до 30-х гг. XX века на основе арабской графики). Верующие — мусульмане-сунниты. На севере и северо-западе каратинцы граничат с аварцами и ботлихцами, на западе с хваршинами, на юге с ахвахцами, на юго-западе с аварцами.

В местных (дагестанских) исторических хрониках каратинцы упоминаются как союз сельских общин с начала XVII века. Согласно Гюлистанскому мирному договору 1813, территория Дагестана отошла к России. В освободительную борьбу горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля каратинцы включились с 30-х годов. К 40-м гг. XIX века союз каратинцев — один из самых значительных опорных пунктов движения Шамиля. После окончания войны каратинцы вошли в состав Каратинского наибства Андийского округа. В 1921 вошли в состав Дагестанской АССР, с 1991 Республика Дагестан.

Основные занятия — отгонное животноводство и пашенное земледелие. Разводили преимущественно аварских и андийских овец, коз, лошадей дагестанской породы, ослов. На небольших террасных, во многих случаях орошаемых участках выращивали ячмень, пшеницу, рожь, овёс, просо, полбу, бобы, с XIX века кукурузу и картофель. Развиты были ремёсла: обработка шерсти, металла, дерева, камня. Основные современные занятия каратинцев — скотоводство (главным образом отгонное овцеводство) и пашенное земледелие (полеводство) — в горах, на своей этнической территории; также садоводство, овощеводство, животноводство (коровы, овцы) на плоскости, у переселенцев. Развито отходничество.

До 20-х — 30-х гг. XX века сохранялось значение патриархальных кровнородственных объединений — тухумов. Традиционно преобладала малая семья, вплоть до 1930-х гг. в силу хозяйственной целесообразности бытовали формы неразделённой семьи. Сохранялась хозяйственная солидарность близких родственников, каковыми считались родные, двоюродные, троюродные, четвероюродные братья и сёстры отца (преимущественно), матери и их дети.

До начала XX века в хозяйственных отношениях устойчивый характер сохранял патриархальный уклад. Традиционно общество представляло собой независимый союз сельских общин — джамаатов, основное социальное ядро которых составляли свободные скотоводы-земледельцы-воины.

Характерны два типа поселений: селение и хутор. Хуторов было немного. Планировка селений ступенчато-кучевая. Располагали селение так, чтобы подход к нему был возможен только с одной стороны, как правило — по узкой тропе. Постройки внешнего ряда селения располагались впритык друг к другу и снабжались бойницами. Подступы к селению и наиболее уязвимые места укреплялись каменными трёх-четырёхъярусными боевыми башнями.

Наиболее типичное жилище — прямоугольное в плане двухэтажное каменно-саманное или каменное строение с хозяйственными службами на первом и жильём на втором этажах. Широко применялись арочные конструкции, декоративная кладка ("ёлочкой", "лесенкой" и др.), кладка из полированного камня, применялось декорирование каменными рельефами (солярные знаки, знаки-обереги в виде спиралей, лабиринтов, сложной арабской вязи и др.). Распространена резьба по дереву.

Традиционная одежда общедагестанского типа. Мужская: туникообразная рубаха; штаны с узкими штанинами, без карманов и ширинки, на вздёржке; бешмет, черкеска, тип войлочной куртки, бурка; различные овчинные шубы и папахи; обувь из сыромятной кожи, из местных сортов хрома, войлочная, деревянная. На поясе носили кинжал, нож. Женская одежда: различные платья-рубахи, отрезные по талии и распашные платья; пояс-повязка; чепец-накосник чухту; одна-две разновидности меховых шуб; платки, шали; такая же, как и у мужчин, обувь (за исключением сапог и ноговиц). Женщины носили серебряные украшения.

Традиционная пища каратинцев — мучная и мясомолочная. Основные блюда: разновидности хинкала, лепёшки, кислый и пресный хлеб, тесто толокна, каши, похлёбки, сыр, масло, колбасы, пироги типа чуду (с зеленью, творогом, мясом) и др.

В современном быту сохраняются многие элементы традиционной культуры (почитание старших, свадебные и семейные обряды, обычаи гостеприимства и др.).

Сохранились элементы традиционной мифологии, связанные с культами природы, её объектов и сил, предков, животных, с верой в демонов — носителей злого или доброго начала, чертей, джиннов, домовых и др.

С. А. Лугуев, Д. М. Магомедов

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 223.

Этнос: