Тофа, тоха: Самоназвание тофаларов — тофа, тоха.
Тофалары населяют горно-таежную часть Нижнеудинского р-на Иркутской обл. в басс. рек Уда, Бирюса, Кан, Гутара, Ия и др.
Численность в Российской Федерации:
1926 г. - 417 чел.
1959 г. - 586 чел.
1970 г. - 620 чел.
1989 г. - 722 чел. , в т.ч. в Иркутской области - 630 чел.
тофаларский: Тофаларский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи.
Численность говорящих на тофаларском языке - 309 человек (42,8% численности тофов, 1989 г.). Литературный язык - русский.
Православие: Тофалары официально были обращены в православие. Но среди них сохранялись и традиционные верования - вера в духов природы (хозяева тайги, гор и т.д.), предков, промысловый культ. Сохраняется шаманизм.
Традиционные верования: Тофалары официально были обращены в православие. Но среди них сохранялись и традиционные верования - вера в духов природы (хозяева тайги, гор и т.д.), предков, промысловый культ. Сохраняется шаманизм.
Тофалары — потомки самодийских племен и группы кетов, воспри-нявших в конце ХVIII - начале ХIХ в. тюркский язык (возможно из рай-она Тувы-Тоджи). П. Паллас отмечал во второй половине ХVIII в. само-дийский язык карагасов, а М.А. Кастрен в 1847 г. отметил их тюркскую речь. В советский период, особенно в 60-80-е годы, в Тофаларии шел про-цесс интенсивного смешения тофов с пришлыми группами, главным обра-зом, русскими, что сказалось на их антропологическом облике и в языко-вой ситуации.
Традиционное занятие тофаларов — охота (объекты охоты — лось, марал, пушные животные) в сочетании с транспортным оленеводством и собирательством. Оленей тофалары использовали для верховой езды и пе-ревозки грузов вьюком.
Основной тип жилища тофаларов до перехода на оседлость — шес-товой чум, коническое каркасное сооружение. Два основных шеста чума соединялись путем вставки одного из них в развилку другого. Для установ-ки зимнего чума использовалось 25–30 жердей, летнего — 15–18. Длина жердей составляла около 3 метров. Диаметр чума — 3–4 метра. Чум на-крывался покрышками. Зимой их изготовляли из 5 шкур лося или изюбра, летом — из бересты.
Чум устанавливался входом на восток. Мужская часть чума распола-галась слева от входа, женская — справа.
В советское время чум перестал использоваться, тофалары перешли жить в срубные жилища (типовое строительство).
До начала ХХ в. у тофаларов сохранялись некоторые черты родового быта, в т.ч. осознание своей принадлежности к одной из восьми родо-племенных групп. Созданные российской администрацией еще в ХIХ в. пять «административных родов» не смогли вытеснить в сознании тофала-ров вплоть до начала ХХ в. память о кровных родах нён. Члены родов вели свое происхождение от общего мифического предка, имели родовое имя, общую территорию расселения.
В состав родов входили патронимии, состоящие из групп родствен-ных семей. Патронимии совместно владели промысловыми угодьями. Па-тронимии состояли из малых семей, имевших в собственности оленей, ору-дия промысла, утварь, жилище. В пределах патронимии действовали обы-чаи взаимопомощи.
Среди тофаларов распространены традиционные верования в духов природы (хозяев тайги, гор и т.д.), предков, промысловый культ.
© 2000 Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education