Шеломова Татьяна. Эскимосы.

Версия для печатиВерсия для печати

Автоэтноним (самоназвание)

югит, югыт, юит: Самоназвание ю г и т, ю г ы т, ю и т «люди», «мужчина», ю п и г и т «настоящие люди». Современный этноним от э с к и м а н ц и к «едящие сырое мясо» (алгонкин.).

Основная территория расселения

Расселяются на территории Чукотского АО.

Численность

Численность по переписям: 1897 - 1307, 1926 - 1293, 1959 - 1118, 1970 - 1308, 1979 - 1510, 1989 - 1719.

Этнические и этнографические группы

В XVIII в. делились на ряд племен — уэленцы, пауканцы, чаплинцы, сирениковцы, которые отличались лингвистически и некоторыми особенностями культуры. В более поздний период, в связи с процессами интеграции культур эскимосов и береговых чукчей, эскимосы сохранили групповые особенности языка в виде науканского, сирениковского и чаплинского диалектов.

Антропологические характеристики

Наряду с чукчами, коряками и ительменами образуют, так называемую, континентальную группу популяций арктической расы, которая по происхождению связана с тихоокеанскими монголоидами. Основные черты арктической расы представлены на северо-востоке Сибири в палеоантропологическом материале рубежа новой эры.

Язык

Эскимосский: Эскимосский язык входит в эскимосско-алеутскую языковую семью. Его современное состояние определяются длительностью контактов азиатских эскимосов с их соседями чукчами и коряками, что привело к проникновению в эскимосский язык значительного объема их лексики, элементов морфологии и синтаксиса.

Писменность

В 1848 году русским миссионером Н.Тыжновым был издан букварь эскимосского языка. Современная письменность на основе латинской графики была создана в 1932 г., когда вышел первый эскимосский (юитский) букварь. В 1937 г. переведена на русскую графическую основу. Существует современная эскимосская проза и поэзия (Айвангу и др.)

Религия

Православие: Православные.

Этногенез и этническая история

История эскимосов связана с проблемой формированием приморских культур Чукотки и Аляски и их родства с алеутами. В последнем случае фиксируется родство эскимосов и алеутов в виде протоэкимосской-протоалеутской / эскоалеутской общности которая в древности локализовалась в зоне Берингова пролива и из которой эскимосы выделяются в IV – II тыс. до н.э.
Начальный этап формирования эскимосов связывается с изменением с нач. II ты. до н.э. экологической ситуации в районах Берингии. В это время в Арктической Америке и на Чукотке формируются т.н. «палеоэскимосские культуры», что указывает на общность процесса сложения приморских традиций народов северо-востока Азии и Северной Америки.
Дальнейшее их развитие прослеживается в эволюции локальных и хронологических вариантов. Оквикская стадия (побережье и о-ва Берингова пролива, I тыс. до н.э.) отражает процесс взаимодействия континентальной культуры охотников на дикого оленя и культуры морских зверобоев. Усиление роли последней фиксируется в памятниках древнеберингоморской культуры (первая пол. I тыс. н.э.). С VIII в. на северном и восточном побережье Чукотки получает распространение берниркская культура, центр которой располагается на северном побережье Аляски. Она наследует предыдущие приморские традиции, а ее сосуществование с поздними этапами древнеберингоморской и ранними последующей пунукской, позволяет рассматривать ее как одну из локальных общностей древних эскимосов. На юго-востоке Чукотки древнеберингоморская культура переходит в пунукскую (VI-VIII вв.). Это было время расцвета китобойного промысла и в целом культуры морских зверобоев Чукотки.
Последующая этнокультурная история эскимосов тесно связана со сложением общности береговых чукчей, которые вошли с ними в контакт в нач. I тыс. н.э. Этот процесс носил ярко выраженный интеграционный характер, что нашло выражение во взаимопроникновении многих элементов традиционно-бытовой культуры береговых чукчей и эскимосов. Для последних, взаимодействие с береговыми чукчами открыло возможность широких торгово-обменных контактов с оленеводческим населением тундр Чукотки.

Хозяйство

Культура эскимосов исторически формировалась как приморская, жизнеобеспечивающей основой которой был морской зверобойный промысел. Достаточно разнообразны и специализированы были способы и орудия промысла моржей, тюленей и китообразных. Подсобными занятиями были сухопутная охота, рыболовство и собирательство.

Традиционная одежда

В одежде, преобладает «глухая» системы кроя, а в материале, шкуры морских животных и шкурки птиц.

Традиционные поселения и жилища

С распространением чукотской яранги, в культуре эскимосов, наблюдается утрата традиционных типов жилища.

Библиография и источники

Эскимосы. М., 1959./Меновщиков Г.А.

Арктическая этноэкология. М., 1989./Крупник И.И.

Народы Сибири, М.-Л., 1956;

Народы Америки, т. 1, М., 1959;

Меновщиков Г. А., Эскимосы, Магадан, 1959;

Файнберг Л. А., Общественный строй эскимосов и алеутов от материнского рода к соседской общине, М., 1964;

Файнберг Л. А., Очерки этнической истории зарубежного Севера, М., 1971;

Митлянекая Т. Б., Художники Чукотки. М., 1976;

R а у D. J., Eskimo art, Seattle-L., 1977.  

© 2000 Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education

Этнос: