Васильев В. И. Энцы.

Версия для печатиВерсия для печати

Энцы, эннэчэ (самоназвание — "человек"), народ в Российской Федерации, коренное население Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа (103 человека). Общая численность 209 человек. По опросным данным численность около 340 человек (в данных переписи часть энцев записана ненцами и нганасанами). Живут в Усть-енисейском и Дудинском районах Красноярского края.

Язык энецкий, диалекты — тундровый, или сомату, хантайский, и лесной, или пэ-бай, карасинский. Распространены также русский (свободно владеют 75%, считают родным — 38% энцев) и ненецкий языки.

В этногенезе энцев приняли участие как местное население, охотники на северного оленя, так и ассимилировавшие его самодийцы — пришельцы с юга Сибири и среднего Притомья. В русских источниках энцы упоминаются с конца XV века как молгонзеи — от названия рода Монгкаси, или Муггади (отсюда название русского острога Мангазея). В XVIII — начале XIX вв. упоминаются как енисейские самоеды. Энцы делились на тундровых, или маду, сомату, хантайских самоедов, и лесных, или пэ-бай, карасинских самоедов. В XVII веке маду кочевали между низовьями Енисея и Таза, пэ-бай — на верхнем и среднем течении Таза и Енисея и на правобережье Енисея в бассейнах рек Хантайка, Курейка и Нижняя Тунгуска. Численность энцев в конце XVII века — около 900 человек. С конца XVII века под давлением ненцев с запада и селькупов с юга отступили на нижний Енисей и его восточные притоки. Часть энцев была ассимилирована. С 1830-х годов группы тундровых и лесных энцев начинают кочевать вместе. Их общая численность в конце XIX века — 477 человек. Они входили в состав правобережной (восточное побережье Енисейской губы) и лесотундровой (район Дудинки и Лузино) территориальных общин.

Основное традиционное занятие — охота на северного оленя. Была развита также пушная охота, на Енисее — рыболовство. Было распространено оленеводство, в основном вьючное, у ненцев было заимствовано также упряжное оленеводство. Энецкие нарты были несколько отличны от ненецких. В 1930-х годах энцы организованы в оленеводческий и промысловые хозяйства.

Традиционное жилище — конический чум, близкий к нганасанскому и отличавшийся от ненецкого деталями конструкции и покрытия. В XX веке переняли ненецкий тип чума, у долган — нартяной чум-балок. Современные энцы живут в основном в стационарных посёлках.

Зимняя мужская одежда — двойная глухая парка с капюшоном, меховые штаны, высокая обувь из оленьих камусов, меховые чулки. Женская парка, в отличие от мужской, была распашной. Под ней носили комбинезон без рукавов, шившийся мехом внутрь, с нашитыми медными украшениями: серповидными бляхами на груди, кольцами, цепочками, трубочками — на бёдрах; к нему пришивались также игольник, мешочек для огнива и др. Женская обувь была короче мужской. Женская зимняя шапка также шилась в два слоя: нижний — мехом внутрь, верхний — мехом наружу. Со второй половины XIX века лесные энцы и с XX века — тундровые восприняли ненецкую одежду.

Традиционная пища — свежее и мороженое мясо, летом — свежая рыба. Из рыбы заготавливали юколу и рыбную муку — порсу.

До XVIII века у энцев существовали роды (у тундровых энцев — Малк-маду, Сазо, Солда и др., у лесных — Ючи, Бай, Муггади). С конца XVII века в связи с переселением на восток и разрушением традиционного родового землепользования, они распадаются на более мелкие экзогамные группы. До XIX века сохранялись большие семьи, многожёнство, левират, брак с уплатой калыма. С конца XIX века основной формой социальной организации становятся соседские общины-стойбища.

В христианство официально обращены лесные энцы. Сохраняются культы духов-хозяев, предков, шаманизм. Фольклор включает мифологические и исторические предания, сказки о животных, былички. Развиты художественная аппликация по меху и сукну, резьба по кости.

В. И. Васильев

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 653.

Этнос: