Красноярский к. [Россия]

Субъект Российской Федерации Красноярский край (Сибирский административный округ), столица г. Красноярск.

Сарматы в первой половине I тысячелетия н. э.

В южнорусских степях, на Дону, в Нижнем Поволжье и на Кубани главную роль в I—II веках играли кочевые племена сарматов. Распространившись на этой территории, они оттеснили скифов, которые сохранили своё господствующее положение только в Крыму. От Меотиды (Азовского моря) до Поднепровья жили роксоланы, которые, по мнению некоторых исследователей, представляли союз кочевых сарматов и земледельческих племён Поднепровья — росов, или рокосов. Археологи высказывали также предположение, что известные особенности культуры полей погребений на левом берегу Днепра объясняются проникновением туда сарматов. В середине I в. сарматское племя язигов и часть роксоланов дошли до Дуная; часть сарматских племён вышла в непосредственное соседство с Северным Причерноморьем...

Нганасаны

НГАНАСАНЫ — самодийский народ в Сибири. Нганасаны населяют восток Таймырского муниципального района Красноярского края и территорию, подчиненную административно городу Дудинка. Являются самым северным народом Евразии. Общая численность около 900 человек (2002). Этноним нганасаны встречается в трудах Гумилёва. Историк пишет: «Еще Кастрен высказал предположение, что нганасаны — ближайшие родственники древних саянских угров, ныне полностью отюреченных. Будучи оттеснены на Крайний Север, нганасаны сохранили древний культ, несмотря на то что и они подвергались влиянию шаманской демоналатрии. Они дважды в год приносили жертву солнцу-свету: осенью, перед началом полярной ночи, и в конце января, когда первые отблески солнца показывались на вершинах гор. Разумеется, обрядовая сторона культа весьма отлична от описанной выше, так как праздник «чистого чума» проводит шаман; сказалось то обстоятельство, что нганасаны не менее полутора тысяч лет прожили в новой обстановке, с новыми соседями и, главное, на новой территории, а как мы увидим ниже, территория в изучаемом культе играла первостепенную роль...

Вайнштейн С.И. Ненцы

НЕНЦЫ (самоназвание - ненец; прежние названия - самоеды, юраки) - народность, населяющая значительную территорию от Кольского полуострова до правобережья Енисея. Большинство ненцев живет в трех национальных округах РСФСР: Ненецком Архангельской области, Ямало-Ненецком Тюменской области, Таймырском (Долгано-Ненецком) Красноярского края. Численность 23 тысяч человек (1959). Ненецкий язык относится к числу самодийских. Предки ненцев, по всей вероятности, во 2-й половине 1-го тысячелетия н. э. под давлением тюркских племен переселялись из присаянских районов на Север, где смешались с аборигенными племенами (в своих преданиях ненцы именуют их сихиртя). Ненцы вели кочевой образ жизни. Основой их хозяйства были: пастушеское оленеводство, сухопутная и морская охота, рыболовство. До Октябрьской революции наряду с сохранением значительных пережитков родового строя существовало резко выраженное имущественное неравенство. Ненцы частично восприняли православие, большинство же придерживалось анимистических верований, был распространен шаманизм. Ненцы объединены в оленеводческие колхозы. В 1932 году создана ненецкая письменность. Сложилась интеллигенция.

Нганасаны (СИЭ, 1967)

НГАНАСАНЫ (самоназвание - ня, прежние названия - тавгийцы, самоеды-тавгийцы) - народность, живущая в Таймырском (Долгано-Ненецком) национальном округе Красноярского края РСФСР. Численность 748 человек (1959). Язык нганасанов относится к самодийской группе. Нганасаны сложились в результате ассимиляции пришлыми самодийскоязычными племенами древнего аборигенного населения Таймыра. По религии нганасаны были анимистами. Нганасаны объединены в колхозы; занимаются оленеводством, охотой и рыболовством.

Вайнштейн С.И. Кеты

КЕТЫ (самоназвание - кет, буквально - человек, старое название - енисейские остяки, енисейцы) - народность, живущая в районах среднего и нижнего Енисея (Красноярский край). Численность кетов - 1 тысяча человек (1959). Язык кетов занимает изолированное положение среди языков народов Сибири; по мнению некоторых лингвистов (Рамстедт и другие), он близок к тибето-бирманским языкам. Кеты - потомки древних племен охотников и рыболовов енисейской тайги, воспринявших язык и некоторые черты культуры южносибирских кетоязычных племен. В состав Русского государства вошли в начале 17 века.

Потапов Л.П. Качинцы

КАЧИНЦЫ - тюркоязычная этнографическая группа, составившая ядро современных хакасов. В 17 веке качинцы жили в районе современного города Красноярска, с начала 18 века на территории современной Хакасской автономной области. В 17-18 веках тюркоязычные качинцы ассимилировали часть кетоязычного и самодийскоязычного населения Ариннской, Яринской и Тубинской "землиц" Красноярского уезда. После образования Хакасской Автономной Области язык качинцев лег в основу хакасского литературного языка. До Октябрьской революции качинцы занимались скотоводством.

Соколова З.П. Традиционные верования энцев

Энцы (численность — 209 человек) живут в Таймырском автономном округе. Верования и обряды энцев близки ненецким и нганасанским (см. Ненцев верования и культурные традиции; Нганасан верования). Это ранние формы религии: одушевление природы (солнца, луны, грома), анимизм, промысловый культ, шаманизм. Они бытовали до середины 20 века. В силу малочисленности энцев и ассимилятивных процессов мн. верования и обряды сохранились лишь в фольклоре и мифологии. В качестве высшего духа почитался Нга — хозяин природы и людей, создатель мира, жизни и оленей, живет на 7-м небе.

Сирина А.А. Традиционные верования эвенков

Численность эвенков в России — 29,9 тысяч человек (1989). Живут небольшими группами в Сибири, имеют свое административно-территориальное образование — Эвенкийский автономный округ в составе Красноярского края. Проживают также в северо-востоке Китае и в Монголии. Религиозные воззрения различались между отдельными группами, особенно — западной и восточной. Основными формами религиозных верований традиционно были анимизм, культы природы, животных, огня, промысловые культы, шаманизм.

Васильев В.И. Самодийские народы

САМОДИЙСКИЕ НАРОДЫ, самоедские народы, - общее название народов, говорящих на самодийских языках: ненцев, энцев, нганасан и селькупов. Общая численность около 30 тысяч человк (1959). Название самодийцы, вместо самоеды, было предложено советским лингвистом Г. H. Прокофьевым в 1938 году. В настоящее время оно общепринято в советских источниках и лингвистической литературе. Самодийские народы живут на Севере Архангельской, Тюменской, Томской областей и Красноярского края.

Эвенки (СИЭ, 1976)

ЭВЕНКИ - второй по численности и наиболее широко расселенный народ среди малых народов Сев. Сибири. В прошлом были известны под общим названием тунгусов. Границами современного расселения эвенков являются: на Западе - левобережье Енисея, на Севере - заполярная тундра, на Востоке - южные районы Охотского побережья, на Юге - Амур и северные районы Бурятской АССР. В 1930 годы в пределах Красноярского края был образован Эвенкийский национальный округ, в котором живет значительная часть эвенков. Общая численность эвенков в СССР 25 тыс. чел. (1970, перепись).

Страницы

Подписка на RSS - Красноярский к. [Россия]