Сирина А.А. Традиционные верования эвенков

Версия для печатиВерсия для печати

Численность эвенков в России — 29,9 тысяч человек (1989). Живут небольшими группами в Сибири, имеют свое административно-территориальное образование — Эвенкийский автономный округ в составе Красноярского края. Проживают также в северо-востоке Китае и в Монголии. Религиозные воззрения различались между отдельными группами, особенно — западной и восточной. Основными формами религиозных верований традиционно были анимизм, культы природы, животных, огня, промысловые культы, шаманизм.

Общетунгусскими были представления о 3—7-ярусной вселенной. По шаманской космогонии, верхний и нижний миры находились соответственно в верхнем и нижнем течении воображаемой шаманской реки — энгдекит.

Эвенки считали, что все явления природы, способные двигаться и распадаться, имеют душу мусун (силу движения). Происхождение земли и жизни связывали с действиями мифических героев: гигантских мамонта и змея; двух братьев: старшего (злого Хар-ги) и младшего (доброго Сэ-вэки). Материалом для изваяния людей служили глина, кость и камень. Иерархия божеств и локальных духов очень сложна. В верхнем мире живут добрые духи — хозяева природы, стихий, тайги, местностей, в нижнем — злые духи и их помощники, умершие сородичи.

Для обеспечения охотничьей удачи, увеличения приплода зверей в тайге эвенки проводили основанные на магии индивидуальные или коллективные (с участием шамана) обряды сингкэлэвун и гиркумни. В охоте помогали амулеты — фигурки духов — посредников между охотником и духом-хозяином территории. Среди животных особо почитались медведь, лось, у вост. эвенков — волк. После добычи медведя в прошлом проводили трехдневный праздник.

Семейно-родовым покровителем считается огонь. Дух огня представлялся в виде пожилой женщины, у якутизированных — в виде старика (см. Якутов верования). Хранителями семьи были также антропоморфные идолы сэвэкичан, фигурки мугды — вместилища духов-предков, передававшиеся по наследству.

Считали, что человек имеет не менее трех душ. Часто душа представлялась в виде птички оми, до рождения обитавшей в верхнем мире. Кражи душ шаманами или злыми духами вызывали болезни и смерть.

Слово "шаман" вошло в мировую науку из языка эвенков через русский язык. Шаманы проводили обряды лечения, добывания детских душ, табуирования оленя, проводов душ умерших в мир мертвых. Духи-помощники — пресмыкающиеся, лось, таймень, духи-предки мугды и др. Шаманы имели особый костюм, колотушку, бубен. Костюм символизировал образ зверя-птицы. Состоял из кафтана, нагрудника с подвесками и длинными жгутами-«змеями», шапки с железными рогами. У западных эвенков были специальные помещения для камланий — "шаманские чумы".

Эвенки хоронили умерших на деревьях или помостах, под влиянием христианства перешли к захоронениям в земле.

С конца 17 века среди эвенков начало распространяться православие. К эвенкам Забайкалья проникал буддизм в форме

ламаизма. Атеизм советского времени сыграл большую роль в исчезновении шаманства. Анимизм, культы животных, огня сохраняются прежде всего среди неоседлых эвенков (см. также Народов Сибири верования).

А. А. Сирина

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 574-575.

Этнос: