Бородатова А. А. Яки, йаки.

Яки, йаки, йоэмэм (самоназвание — "люди"), йореме, индейский народ в Мексике. Живут на склонах Западной Сьерра-Мадре (бассейн рек Яки и Матапе) и тихоокеанском побережье в штате Сонора. Численность 27 тыс. человек. Небольшая группа яки живёт на юго-западе штата Аризона в США. Близкородственны майо. Язык подгруппы кахита сонорской группы юто-ацтекской семьи. Распространены также испанский, в меньшей степени английский язык. Верующие формально — католики.

В начале XVII века на территории яки иезуитами основаны миссии — 8 больших деревень, в которых построены первые церкви, — священные города (Бакум, Кокорит, Торин, Викам, Потам, Раум, Уиривис, Белен), современные культовые центры. До начала XX века вели вооружённую борьбу против испанских колонизаторов и мексиканского правительства. Многие яки были высланы на плантации Юкатана и Оахаки, эмигрировали в США (штат Аризона); часть вернулась обратно в 1910—20-х годах. Яки подверглись значительной аккультурации и метисации.

Занимаются ручным земледелием по берегам рек (поливным и богарным: кукуруза, фасоль, чиле, тыквы, амарант, хлопок, а также пшеница, яблоки и др.). Важную роль продолжает играть собирательство (коренья, плоды меските и кактуса, дикий амарант), подсобное значение — охота, речное и морское собирательство, рыболовство. С XVII века занимаются скотоводством (коровы, козы, овцы, лошади) и разведением кур. Из традиционных ремёсел сохранились плетение (циновки, утварь, корзины, ритуальные головные уборы и др.), изготовление деревянных масок для танцев, глиняных сосудов для поминальных церемоний. Современная одежда общемексиканского типа. Элементы мужской традиционной одежды сохраняются в обрядовом костюме: короткие до колен запашные юбки, штаны ниже колен из широкого длинного полотнища, обёрнутого вокруг бёдер, широкий тканый цветной пояс.

Традиционное жилище — однокамерная прямоугольная хижина с куполообразным сводом на каркасе из ветвей, крытых тростниковыми циновками, входная стена отсутствует. С XVII века распространяются однокамерные прямоуг. энрамадас — дома со стенами из ветвей, тростника, глинобитные, из адобов, с низкой двускатной или плоской крышей из ветвей, тростника, циновок, придавленных камнями. До испанского завоевания в больших поселениях жило до 2—4 тыс. человек, остальные — в малых деревнях по 200—250 человек. Общины возглавлялись военными вождями и советом старейшин. Современные ранчерии включают около 20 домохозяйств из нескольких малых семей. До недавнего времени наблюдалась тенденция к эндогамии общин и экзогамии деревень-ранчерий. Счёт родства билинейный, брак патри- или неолокальный. Важную роль играет система компадрасго.

В политико-религиозной организации сочетаются традиционные и испанские колониальные черты. Выделяются 5 иерархически организованных групп (йяурам): 1-я — связанная с католическим культом (теопо); 2-я — 5 выбираемых ежегодно губернаторов (кобаноам); 3-я — военная организация (йоэмсонтаом); 4-я — два ритуальных братства-кофрадии (кохтумбре); 5-я — устроители празднеств (пахкоме). Существуют также йо-отуи — ораторы. В организации ритуалов кофрадиями отражена древняя дуальная организация, символически связанная с двумя сезонами года (дождей и засухи). Во время Великого поста и Пасхи организуют драматические представления Страстей Господних. На это время к главам кофрадий переходит власть в общинах. Сохраняются доиспанская мифология, фольклор, культы предков, духов-хозяев, личных духов-покровителей, шаманизм. В шаманских ритуалах используются наркотические средства.

А. А. Бородатова

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 665.

Страны: 
Этнос: