Аварцы, маарулал.

Аварцы (самоназвание — маарулал), народ в Российской Федерации, коренное население Дагестана. Аварцы населяют Центральный и Западный Дагестан, в бассейне притоков реки Сулак. С ними родственны по происхождению, культуре и языку андийские (см. Андо-цезские народы) (андийцы, ахвахцы, багулалы, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, тиндалы, чамалалы) и дидойские (см. Андо-цезские народы) (бежтинцы, гинухцы, гунзибцы, хваршины, цезы-дидойцы) народности, населяющие бассейны рек Андийское и Аварское Койсу, а также арчинцы (см. Арчинцы) (верховья реки Кара-Койсу). Помимо Дагестана аварцы живут на севере Азербайджана (51 тыс чел, 1999), в Грузии, Казахстане. Общая численность около 900 тыс человек, из них в России живет 814 тыс человек (2002), в Дагестане — 758 тыс человек. Аварский язык относится к иберийско-кавказской языковой группе.

Традиционные занятия населения — скотоводство и земледелие. Среди ремесел выделяются суконное ткачество, изготовление безворсовых ковров и ковровых изделий (Хунзах, Чиркей, Урма), узорное вязание (Тлярата, Бежта, Цумада), выделка войлока, бурок (анди), обработка кожи, резьба по камню и дереву (Согратль, Ругуджа, Гидатль, Чарода), кузнечное, медночеканное, оружейное, ювелирное дело (Гоцатль, Ичичали, Гамсутль, Чох, Согратль), золотое шитье (Чох, Хунзах), насечка металлом по дереву (Унцукуль). Аварцы ведут многоотраслевое сельское хозяйство: животноводство, полеводство, садоводство. Многие заняты в промышленности. В 20 в. получили развитие аварская литература и искусство, выросли кадры национальной интеллигенции.

Аварцы — мусульмане-сунниты шафиитского толка. До принятия ислама среди аварцев было распространено христианство, проникшее в 4—5 вв. с территории соседней Грузии. Попытки обратить аварцев в ислам начались в 7—8 вв. арабами, окончательно он утвердился к 15 в. Наряду с традиционным суннизмом среди аварцев утвердился суфизм накшбандийского толка, с так называемым «тихим» зикром, без танцев.

В годы советской власти аварцы не утратили традиций, как суфизма, так и ортодоксального ислама, институты шейхов и богословов-алимов, культ святых. Негласно многие селения имели мечеть. С 1990-х гг. в аварских селениях возобновилось строительство мечетей, распространяется арабская грамотность, отмечаются главные мусульманские праздники. Неумение совершать намаз в общественном мнении осуждается. С середины 1990-х гг. среди аварцев распространился ваххабизм. В то же время сохраняются элементы домонотеистических верований: вера в демонов, соблюдение сельскохозяйственной и семейной обрядности.

Энциклопедический словарь. 2009.

Этнос: