Эта книга писалась в конце 70-х годов и окончательно была завершена в 1983 г. После этого никаких изменений в ней не производилось. Естественно, в связи с теми крупными изменениями, которые произошли за прошедшие 10 лет, некоторые высказанные в ней положения устарели, Более всего это относится к анализу государственных и политических структур, которые в предыдущий период, будучи заимствованы из стран с демократической формой правления, функционировали весьма странным образом: по преимуществу "центробежно", транслируя решения, принимаемые "наверху", в "массы" и не осуществляя практически никакой "обратной связи" с этими самыми "массами". В настоящее время в результате ряда существенных сдвигов в политической жизни это положение изменилось: сейчас "центростремительное движение" - "снизу" - не просто оживилось, но в определенной степени, по-видимому, подавляет "центробежные тенденции" (что тоже, конечно, дисфункционально, хотя и объяснимо как реакция на зажим, пережитый в недалеком прошлом). Какой здесь установится баланс и какое влияние это будет иметь на культуру, сказать пока трудно. Поэтому внесение каких-либо изменений в данный нами анализ (верный, по нашему мнению, для предыдущего периода) мы посчитали преждевременным. То же можно сказать и о "борьбе интеллигенции с правительством". Естественно, в условиях обострения кризиса противостояние это снялось: правительство попыталось привлечь интеллигенцию на свою сторону и цели "воюющих сторон" в значительной степени сблизились. Но при широком плюрализме мнений монолитный фронт инакомыслящей интеллигенции распался на разные направления и течения. Когда от защиты первичных, так сказать, условий существования стало возможным и необходимым перейти к культуросозидатель-ной деятельности, обнаружилась непродуманность, неотработанность именно конструктивных идей и форм. Их не было "в запасе" на момент начала перестройки, и теперь они только формируются. Но эти изменения не затрагивают основного содержания работы, которое находится на более глубоком уровне.
Москва, май 1993г.
К. Касьянова"Хранить свое прошлое является долгом каждого народа, долгом не только по отношению к самому себе, но и по отношению ко всему человечеству. Ничто не должно погибнуть прежде, чем мы вполне осознаем его своеобразие и оригинальность, прежде чем мы запечатлим его в своей памяти. Это сохраняет силу для всех народов, но особенно это так для народов, находящихся в привилегированной ситуации: переживающих свое прошлое в тот момент, когда для них открывается иное будущее".
Клод Леви-Стросс
О русском характере написано очень много: заметок, наблюдений, эссе и толстых работ; о нем писали с умилением и осуждением, с восторгом и презрением, снисходительно и зло,- писали по-разному и писали различные люди. Словосочетание "русский характер", "русская душа" ассоциируется в нашем сознании с чем-то загадочным, неуловимым, таинственным и грандиозным,- и до сих пор продолжает волновать наши чувства. Почему до сих пор эта проблема остается для нас актуальной? И хорошо это или плохо, что мы относимся к ней так эмоционально и горячо?
Я считаю, что в этом нет ничего ни удивительного, ни предосудительного. Национальный характер - это представление народа о самом себе, это безусловно важный элемент его народного самосознания, его совокупного этнического Я. И представление это имеет поистине судьбоносное значение для его истории. Ведь точно так же, как отдельная личность, народ, в процессе своего развития формируя представление о себе, формирует себя самого и в этом смысле - свое будущее.
"Любая социальная группа,- пишет крупный польский социолог Юзеф Халасиньский,- это вопрос представления... она зависит от коллективных представлений и без них ее невозможно даже вообразить"1. А что такое нация? Это большая социальная группа. Представления о характере какого-либо народа есть коллективные представления, относящиеся именно к этой группе. О ней следует сказать особо.
Далее книгу читайте на портале ХРОНОС:
Глава 1. Нация как особый этап развития этнической общности.
Глава 2. Аутсайдеры и их роль в истории.
Глава 3. Национальный характер и социальный архетип.
3.1. Этнический характер как тип личности.
3.2. Что такое "социальный архетип".
Глава 4. Этапы развития национального самосознания в России.
4.1. Задача интеллигенции и способы ее выполнения.
4.2. Россия - первый этап: 30-40-е годы XIX в.
4.3. Этап массового разночинства.
4.4. Интеллигентская масса и народ.
4.5. Русское разночинство в начале XX в.
Глава 5. Двоящееся общество.
5.2. Наши неформальные группы.
5.3. Архетипический и рефлексивный слои сознания.
Глава 6. Гипотеза исследования.
Глава 7. Способ проверки гипотезы.
7.2. Способ получения материала.
7.3. Возможности MMPI в культурологических исследованиях.
Глава 8. Репрессия как глобальная модель "ответа" на ситуацию.
Глава 9. Эпилептоидный тип личности.
Глава 10. Обряды в нашей культуре.
Глава 11. Целеполагание в нашей культуре.
Глава 12. "Религиозный фундаменталист".
Глава 13. Наш "судейский комплекс".
Глава 14. Диффузность общения.
Глава 15. Личностный статус в нашей культуре.
Касьянова К. О русском национальном характере. - М.: Институт национальной модели экономики, 1994 - 267с.
ISBN 5-900520-01-3
Сканирование, создание html - Андрей Раковский.
При создании Internet - публикации книги были произведены изменения в тексте:
1. В связи с плохим отображение разрядки текста в html, она была везде заменена на подчеркивание.
2. Подстраничные комментарии автора перемещенны в конец глав.
3. Диаграммы не сканировались (плохое качество при этом методе), а пересоздавались. Для лучшей из наглядности они были сделаны цветными. В тексте, где автор указывает на график, добавлены комментарии каким цветом отображен этот график. Комментарии обозначены авторством AR и выделены зеленым цветом.