Членов М.А. Батаки.

Батаки (самоназвание), индонезийское оранг-батак, оранг-тапанули, этническая общность в Индонезии. Живут в основном в районе озера Тоба на севере острова Суматра (во второй половине XX века широко расселились, главным образом на Суматре и Яве). Численность 4500 тыс. человек. Подразделяются на группы: тоба-батаки (1,6 млн. человек), каро-батаки (600 тыс. человек), сималунгун, или тимур (250 тыс. человек), пакпак, или дейри (100 тыс. человек), мандайлинг и ангкола (1,25 млн. человек). Говорят на батакских языках (или диалектах батакского языка) западно-австронезийской группы австронезийской семьи. Распространён также индонезийский язык. Письменность на основе слого-алфавитного письма, современная — латинская. Тоба-батаки — христиане-протестанты (лютеране и реформаты) с конца XIX века, каро-батаки придерживаются традиционных верований, остальные — мусульмане-сунниты (с начала XIX века).

Батаки — коренное население Северной Суматры, наиболее типичные представители древне-индонезийской (протомалайской) культуры. Испытали культурное влияние со стороны индуизированных государств Явы и Суматры (Шривиджайя, Маджапахит и др.), создали собственное письмо на основе южноиндийской письменности, близкое реджангскому, бугийско-макасарскому и филиппинскому.

Этноним батаки неясного происхождения; в других районах Малайского архипелага (например, на острове Палаван) и на полуострове Малакка употребляется по отношению к отсталому населению внутренних горных районов. До XIX века внешние контакты батаков были минимальны. В начале XIX века мандайлинг воспринимают ислам от минангкабау. Голландское завоевание (1833—1908) встретило ожесточённое сопротивление. Установленные голландцами в конце XIX века административные границы и религиозная разнородность резко усилили расхождение между группами батаков. В конце XIX — начале XX вв. Батаки восприняли общеиндонезийскую и европейскую культуру, к середине XX века превратились в один из наиболее социально-активных и развитых народов Индонезии. Многие батаки стали рабочими нефтепромыслов, в меньшей степени они заняты на плантациях. У батаков сложилась собственная интеллигенция.

Основное традиционное занятие — пашенное земледелие (в долинах в районе озера Тоба — заливной рис, на склонах гор и плоскогорье — суходольный рис, кассава, батат, кукуруза); выращивают также овощи, сахарный тростник, фрукты, табак, разводят буйволов, лошадей, крупный рогатый скот, занимаются рыболовством на озере Тоба и традиционной торговлей с северным побережьем Суматры (импорт соли, сушёной рыбы, металлических изделий в обмен на лошадей, продукты лесных промыслов, овощи). Традиционные ремёсла — резьба по дереву, кузнечное, ткачество (плотные ткани улосы), окраска тканей (преимущественно в синие и чёрные тона), строительство лодок, резьба по дереву, слоновой кости, меди, плетение, гончарство — в основном ориентированы на туристский спрос.

Экзогамные патрилинейные линиджи объединяются в родственные группы (марга). Потомки первопоселенцев данного района составляют лидирующую группу (марга-раджа). У тоба-батаков сохраняются следы дуального деления в виде неэкзогамных фратрий Сумба и Лонтунг.

Соседско-родовая община (хута) состоит из сегментов марга, управляется выборным советом представителей марга, выполнявшим также судебные функции на основе адата, возглавляется членом марга-раджа. У сималунгун и мандайлинг в XIX веке начали формироваться вождества. До 1920-х гг. практиковались патриархальное рабство, ритуальный каннибализм, охота за головами. Традиционная семья большая, патрилокальная. Браки регулировались нормами трёхродового союза, практикуются левират, сорорат, предпочтительный кросскузенный брак, полигиния допускается у мусульман, у каро-батаков встречается редко, у мандайлинг разрешается только представителям марга-раджа. Распространяется малая семья.

Традиционное поселение тоба-батаков, ангкола и мандайлинг — рядовой, каро-батаков — кольцевой или разбросанной планировки, насчитывает 5—20 больших домов, имеет общинный дом (сопо) и амбары для риса. Традиционные жилища каркасные, свайные, с высокой седлообразной крышей, вход через отверстие в полу; вилообразные коньки украшены рогами буйвола, сваи и балки — резьбой. Внутренние перегородки из циновок. Дома вождей и старейшин окрашены в чёрный, белый и красный цвета. С середины XX века распространяется наземное жилище общеиндонезийского типа.

Традиционная мужская одежда — штаны, рубаха с глухим воротом, куртка, женская — чёрный или синий каин, платок через правое плечо, украшения — массивные серебряные серьги, браслеты из меди или раковин, медные ожерелья, кольца. На голове мужчины и женщины носили платок. Детали украшений и одежды различались у разных групп. Практиковались татуировка, чернение и подпиливание зубов. Распространяется европейская и общеиндонезийская (у женщин) одежда.

Основная пища — рис с овощными приправами, сушёная, реже свежая и ферментированная рыба, по праздникам едят мясо (в том числе мясо собак).

Сохраняются повествовательный и музыкально-танцевальный фольклор, состязания в исполнении частушек-пантунов, мифология (в том числе этногенетические мифы о культурном герое Си Раджа батак). Традиционная религия включает обширный пантеон с индуизированными именами богов, анимизм, культ предков. Существуют жрецы (дату) и шаманы (сибасо).

М.А. Членов.

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 83-84.

Автор: 
Страны: 
Этнос: