Дюран-Форэ Ж. де. История ацтеков.

Ацтекские воины

После падения Тулы отчасти ее политическое, экономическое и военное влияние разделяют между собой развивающиеся города-государства, такие как Кулуакан, несущий культуру тольтеков, и другие центры, основанные племенами чичимеков, приходившими в долину Мехико на протяжении XIII в. Тлатоки — правители этих небольших политических образований — стараются породниться со старинными тольтекскими вождями. Первую волну миграции составили, среди прочих, племена аколуа, тепанеки, шочимильки, чальки. Аколуа вместе со своим правителем Шолотлем обосновались в Тенайука на западном берегу озера Тескоко, а затем перенесли свою столицу, собственно, в Тескоко, на другой берег озера; тепанеки основали свою столицу сначала в Тлакопане (Такубе), а затем в Аскапоцалько, «муравейнике», откуда они могли управлять всем западным берегом озера. На юге шочимильки и чальки контролировали плодородные земли и возделывали чинампас.

Поскольку долина Мехико была уже занята, вторая волна миграции устремилась в соседние долины: тлалуики заняли Морелос, матлацинки — долину Толука, тлашкальгеки и уешоцинки — Тлашкала-Пуэбла, малинальки — юг Толуки.

АСТЛАН, КОЛЫБЕЛЬ ПЛЕМЕН ЧИЧИМЕКОВ

Все эти племена считались пришедшими из Астлана («место цапель, место белизны, место, окруженное тростником посреди озера»), местоположение и даже существование которого остается весьма спорным. Астлан помещают то в Наярит, то на юго-запад котловины Бахио, то в лагуну озера Юририя, однако никаких неопровержимых археологических данных на этот счет нет. Хотя нет также сомнений относительно северного происхождения чичимеков, по своему языку родственных северным племенам. До Испанского завоевания их родина считалась легендарной страной, а сотворение Альтепетля, органичное для всех народов, населявших Теночтитлан, было записано по приказу Ицкоатля во время переписывания им истории ацтеков, имеющей цель подтвердить исторические права ацтеков на долину Мехико. Тесная связь мистических событий и исторического хода согласуется с мезоамериканским видением «Истории». По описанию Астлан во многом напоминает Теночтитлан. Память об Астлане давала ацтекам-теночка надежду на великое будущее.

В следующий период миграции ацтеки приходят в (Тео) Кулуакан («опрокинутую гору/место предков»), связанный с Астланом так же, как Кулуакан исторический связан с Теночтитланом, затем они направляются в Чикомосток, «место Семи Пещер». Это место также овеяно легендами и сказаниями, полными глубокого символизма. «История толътеков-чичимеков» сообщает нам по поводу религиозного поста тлатоков (правителей), что Чикомосток находится внутри Колуакатепетля, «внутри горы Кулуакан». Эта гора представляет очевидную аналогию с горой Уишачтекатль исторического Кулуакана, где проводились церемонии Нового Огня — церемонии, поддерживающей тесные связи с мезоамериканскими идеями, касающимися рождения нового цикла лет, следовательно, Нового времени. Кроме того и вполне естественно, Чикомоцток отсылает нас к материнскому чреву в магических формулах, собранных в XVII в. Руисом де Аларконом. И именно из матки, как рассказывается на иллюстрации с изображением Чикомостока в «Истории тольтеков-чичимеков», появляется праотец чичимеков, символически помещая в мир семь племен охотников за возделываемыми землями, каждое из которых уложено спиралью в одну из семи долей этой странной матки или готово из нее выйти. Нет точных источников ни по числу, ни по названию племен, но главное заключается в другом, выходящем за границы простой идентификации названий — идентификация более существенная: идентификация языка науатля.

Миграция этих племен на юг растянулась на многие поколения. Ведомые жрецами-теомамаками, они периодически останавливались, чтобы строить временные дома и храмы, выращивать идущие в пищу растения и отправлять ритуалы.

АЦТЕКИ-МЕШИКА

Еще теснее, чем в предыдущем случае, связана с ритуалами миграция ацтеков-мешика: история мешитинов — это не история некоего путешествия, предпринятого рядом персон, проходящих по известным местам, а повествование о постепенном преобразовании незначительного племени в господ, способных управлять миром. Как бы там ни было, согласно древнейшим Полуисторическим-полулегендарным рассказам, ацтеки последними прибыли в долину Мехико около 1250 г., ведомые четырьмя теомамаками, или Жрецами, которые несли тлакуимилолли, «священные свитки», в частности содержащие изображение их бога-покровителя Уицилопочтли, «колибри левой стороны», культ которого они отправляли в святилищах, возведенных на пути своего следования. По велению своего бога они приняли имя мешика, а ацтеками называют в научных трудах XVIII и XIX вв. население долины Мехико на момент Испанского завоевания. Хотя до сих пор нет единого мнения по поводу мест, в которых останавливались мешика, источники приводят список знаменательных событий и чудесных знамений, совершенных их богом. Некоторые манускрипты представляют их чичимеками, «варварами», которые жили в пещерах, охотились с помощью лука и стрел, одевались в шкуры животных, чередовали попеременно кочевой и оседлый образ жизни, обосновываясь в Центральной Мексике и приобщаясь к культуре, не утрачивая, однако, своих военных качеств. В «Кодексе Обена», среди прочих, они изображены занимающимися сельскохозяйственной и культурной деятельностью — выращивающими маис, строящими храмы, изучающими старый мезоамериканский календарь. Это противоречие отражает двойственную концепцию, составлявшую происхождение мешика: они одновременно являются потомками диких чичимеков и цивилизованных тольтеков. Именно с целью подчеркнуть связи мешика с тольтеками Ицкоатль, четвертый правитель, приказал сжечь старинные документы и переписать историю королевской династии ацтеков.

Мешика находились в Коатепеке и Сакатепеке во время падения Тулы, которому они, несомненно, содействовали, поселившись неподалеку. В 1247 г., во время Третьего Нового Огня, или Соединения дет, — церемонии, отмечающей конец каждого мешиканского века они живут в Текпайокане, около Тенаюки, затем в Акольнауаке, около Аскапоцалько. В конце концов, приблизительно в 1277 г. они добираются до Чапультепека. Обнаружив, что все лучшие земли уже захвачены, они лет двадцать— сорок живут в этом не слишком приветливом окружении. Их принимают здесь довольно враждебно. Первая угроза поступает со стороны отдаленного родственника Копиля, ведущего свое происхождение от Малинальшочитли, сестры Уицилопочтли, живущего в Малиналько, натравливающего самые старые сеньории на новичков. В последовавшем затем сражении мешика изгнаны из Чапультепека, а Копиль убит. Согласно легенде его сердце было вырвано и брошено в воду, чтобы всплыть там, где позднее будет основан Теночтитлан.

Вернувшись в Чапультепек, мешика подвергаются новой угрозе со стороны коалиции, возглавляемой тепанеками Аскапоцалько и объединившей Кулуакан, Шалтокан и другие города, раздраженной похищением женщин и человеческими жертвоприношениями мешика, а также, очевидно, желающей взять под контроль источники воды, которых с избытком хватает в Чапультепеке. Мешика сражаются, многие попали в плен или убиты; их вождь Уеуе Уицилиуитль доставлен в Кулуакан и принесен в жертву в «1 Кролик» 1298 г., как следует из записей хроникера-чалька Чимальпаина. На следующий год, «2 Тростник» 1299 г., проходит Пятое Соединение лет. В обмен на свою свободу мешика Должны участвовать в войне между Кулуаканом и Шочимилько, закончившейся победой Кулуакана, правитель которого Кошкоштли позволяет им поселиться в Тисаапане с тайной надеждой, что они будут пожраны в изобилии водящимися в тех местах змеями. Согласно Тесосомоку, происходит прямо противоположное. В своей «Хронике Мешикайотль» он рассказывает, как мешика, прожив в Тисаапа- не более 25 лет, спровоцировали другую войну в «13 Тростник» 1323 г. По совету Уицилопочтли они попросили Ачитометля, наследника Кошкоштли, отдать им свою дочь, чтобы она стала «королевой»; на самом деле они принесли ее в жертву, содрали кожу и пригласили Ачитометля приехать воздать почести их божеству. Увидев останки своей дочери на теле жреца, правитель впал в ярость; он созвал своих подданных, чтобы наказать мешика. Они вновь были изгнаны в болотистые, поросшие тростником земли, как пишет «Кодекс Аскатитлан». В этом эпизоде просматривается ярко выраженное желание перейти на оседлый образ жизни, стать сельскохозяйственным народом посредством «брака» с женщиной, олицетворяющей богиню-мать Землю.

В то время как мешика оказались среди рогоза и тростника, у одного из жрецов Уицилопочтли было видение: ему явился бог-покровитель и поведал, что сердце Копиля было выброшено на соседний остров и что это место можно будет узнать по большому кактусу нопалю с сидящим на нем орлом. Именно там племя мешика должно основать свой собственный город. И когда ацтеки-мешика пришли на следующий день на это место и увидели орла, сидящего на большом кактусе, они тут же построили тростниковую хижину-святилище в честь своего племенного божества. Эта скромная постройка стала прообразом Темпло Майор, Большого Храма Те-ночтитлана, который впоследствии будет построен на том же самом месте. История Мехико является историей постепенного освоения пространства, враждебного и гостеприимного одновременно.

ОСНОВАНИЕ ТЕНОЧТИТЛАНА

В «2 Дом» 1325 г. (или 1345) ацтеки-мешика за-кладывают фундамент того, что станет отныне их столицей Мехико-Теночтитланом. На протяжении 25 лет их возглавляет Теноч.

Двойное название города в честь имени их старого вождя не случайно, а в высшей степени символично, исходя из ацтекской концепции понимания Мира, существ и вещей.

Название «Теночтитлан» происходит от тетя — «камень», ночтли — «опунция», тлан — местный суффикс, и означает «около опунции». Герб города гораздо богаче символами: орел символизирует Солнце (Уицилопочтли), в то время как плоды нопа- ля означают человеческие сердца, предлагаемые в пищу их божеству-покровителю. «Мехико», со своей стороны, состоит из слов местли— «луна» и шиктли — «пуп или центр» и означает, следовательно, «[город] в центре Луны (лагуны?)». Теноч был последним военным вождем, избранным Советом старейшин и управлявшим с их помощью. Археологические раскопки свидетельствуют, что место, где был заложен Теночтитлан, было заселено людьми задолго до мешика, что противоречит сведениям из старинных источников, «исправленных» Ицкоатлем.

Место, указанное богом-покровителем Уицилопочтли, на первый взгляд не представляло особого интереса в плане развития сельского хозяйства и с точки зрения материалов для строительства; зато оно было богато птицей, рыбой, земноводными и другими водоплавающими, что изображено на рисунках «Кодекса Аскатитлан». Были и неудобства: угроза периодического затопления и нехватка пресной воды, которые ацтеки пытались преодолеть. С другой стороны, местоположение Теночтитлана облегчало сообщение благодаря каналам и лодкам, позволявшим доставлять тяжелые и объемные грузы.

Перейдя на оседлый образ жизни, мешиканское общество трансформировалось и быстро расслоилось, утратив свой племенной характер.

Чтобы получить более высокий статус и стабильность, подтвержденную крепкой властью, мешика попросили правителя Кулуакана дать им своего сына Акамапичтли в качестве тлатоани. Родство мешика и кулуа способствовало связям с правящими фамилиями аколуа Коатлинчан-Тескоко. Согласно Чимальпаину, Акамапичтли вступил на престол в «5 Тростник» 1637 г. или, по другим источникам, это произошло около «1 Кремень» 1376 г. Умер он приблизительно в 1395 г. На протяжении 50 лет Акамапичтли и его наследники Уицилиуитль и Чимальпопока, соответственно его сын и внук, укрепляли позиции мешика в долине Мехико. Находясь на стыке трех мощных государств (Кулуакан, Коатличан, Аскапоцалько), они соглашаются платить дань тем, что добывают в озере, и участвовать в военных кампаниях правителя Тесосомока в условиях возрастающей мощи Аскапоцалько.

ПОДЪЕМ АЦТЕКОВ-МЕШИКА

В «1 Дом» 1337 г., то есть через 12 лет после основания Мехико, группа мешика отправилась на север столицы, где основала Шалтиллолько / Тлателолько, «песчаный холм», который, развиваясь параллельно с Теночтитланом, стал его соперником и прославился своим рынком. В конце концов, в «7 Дом» 1473 г. он был присоединен к Теночтитлану Ашайакатлем, 6-м правителем ацтеков.

Уицилиуитль II сменил Акамапитчли приблизительно в 1395 г. Он продолжил политику брачных союзов, выгодных для экономического подъема и развития Теночтитлана. Бывшие долгое время про-стыми данниками тепанеков Аскапоцалько, мешика перешли в ранг союзников благодаря браку, который Уицилиуитль заключил с дочерью Тесосомока. От этого союза родился Чимальпопока, ставший 3-м тлатоани ацтеков после смерти своего отца приблизительно в 1417 г. Привязанность

Тесосомока к своему внуку побудила его облегчить мешика выплату дани, что усилило враждебность некоторых мятежных тепанеков, уже обозленных привилегированным статусом, полученным их нахальными «союзниками». Тем временем испортились отношения между Теночтитланом и Аскапоцалько, когда ацтеки получили отказ в строительстве каменного акведука для доставки питьевой воды из Чапультепека в Теночтитлан. Дальше еще серьезнее: в 1426 г. по приказу Маштла, правителя Койоакана и сына Тесосомока, умершего в том же году, был убит Чимальпопока. Став правителем Аскапоцалько, Маштла повел себя как тиран и захотел увеличить дань мешика; напряжение стало таким невыносимым, что мешика вступили в войну за независимость под командованием Ицкоатля, сына Акамапичтли и дяди Чимальпопоки, ставшего 4-м тлатоани мешика в 1427 г. Его избрание было во многом обусловлено военным опытом, накопленным во время захватнических войн Аскапоцалько, подданным которого был Теночтитлан. Ицкоатль создал коалицию с несколькими правителями озера, среди прочих с Тлакопаном и Тескоко. После жестоких боев тепанеки были окончательно побеждены, а Аскапоцалько разграблен. На его мест? был образован Тройственный союз, нечто вроде политико-военной и экономической коалиции, в которой тем не менее Теночтитлан занимал главенствующее место, признавая, впрочем, за Тескоко и его правителем Несауалькойотлем, Голодным Койотом, первенство в юридических и законодательных вопросах. Отныне политика экспансии была в руках Тройственного союза, особенно мешика, продолжавших и расширявших ее вместе с Монтесумой Старшим и наследовавшими ему правителями.

Дюран-Форэ Жаклин де. Ацтеки / Жаклин де Дюран-Форе. – М., Вече, 2013, с 36-43.

Страны: 
Этнос: