Богуславский Владимир. Башкиры. Исторический очерк.

Башкиры (самоназв. башкорт) — тюркоязычные кочевники, начавшие своё движение в нынешнюю Башкирию в IV в. со стороны юж. степной полосы. Этногенез Б. чрезвычайно сложен. Юж. Урал и прилегающие степи, где произошло формирование народа, издавна были ареной активного взаимодействия разных культур и языков. Во 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. на юге Башкирии жили иранояз. скотоводы сарматы, на севере — земледельческо-охотничьи племена ананьинскои культуры, предки финно-угорских народов. В 1-м тыс. н. э. начинается проникновение на Юж. Урал тюрк. кочевников, к кон. 1-го тыс. занявших всю Башкирию. Вытеснив и отчасти ассимилировав аборигенов, тюрк. племена, очевидно, сыграли решающую роль в сложении языка, культуры и физич. облика Б. Т. о., в этногенезе Б. участвовали огузо-печенежские племена, волжско-камские булгары, позднее — кыпчаки (XI— XIII вв.) и некоторые монг. племена (XIII—XIV вв.). В араб. источниках Б. упом. в IX—X вв. под наименованием «башгирд» («башгурд»). Так, по сообщению Ибн Фадлана, во время его путешествия (922) в Болгар, переправившись через р. Чаган (прав. приток Яика), посольство попало «в страну народа башгирд ». Араб. географ и дипломат обзывает их «худшими из тюрок... более других посягающими на жизнь». Поэтому, вступив на их землю, арабы для безопасности высылали вперед вооружённый конный отряд. В IX—XIII вв. Б. кочевали отдельными родами в Предуралье, на Юж. Урале и между рр. Волга и Яик (Урал). Занимались кочевым скотоводством, а также рыболовством, охотой и бортничеством. В X—XIII вв. у Б. началось разложение родовых отношений, и они стали кочевать уже отдельными группами в 10—30 семей. Длительное время у них сохранялось патриархальное рабство. В кон. XII— нач. XIII вв. зарождаются феодал. отношения. В X—XIII вв. зап. Б. подчинялись Волжско-Камской Булгарии. Б. были идолопоклонниками, с X в. к ним из Булгарии начинает проникать ислам; верующие Б. — мусульмане-cyнниты. В 1229 на терр. Башкирии вторглись татаро- монголы и к 1236 полностью покорили Б., вошедших со своими кочевьями в улус Шейбани — брата Бату-хана. Во 2-й пол. XV в., после распада Золотой Орды, юж. и юго-вост. терр. башкир. кочевий отошла к Ногайской орде, зап. часть — к Казанскому ханству, а сев.-вост. — к Сибирскому ханству. С присоединением (1552) к России Казанского ханства зап. Б. стали подданными Рус. гос-ва. С 1557 почти все башкир. кочевья стали платить ясак рус. царю. В кон. XVI— нач. XVII в. вост. Б. также оказались под властью России. С 1586 началась активная колонизация русскими терр. Б. с северо-востока и низовьев Яика. Сами себя Б. «считали потомками ногайцев, на которых они действительно походили некоторыми физическими чертами, однако кыргызы называли их остяками и рассматривали Б. как соплеменников этого сибирского народа, смешанного с татарами. У горных Б., вероятно, дольше всего сохранявших первоначальный тип в наибольшей чистоте, голова чаще всего была маленькой, но весьма широкой; между ними встречались рослые и сильные типы с правильными чертами лица, весьма схожие с трансильванскими мадьярами, отчего им довольно долго приписывалось угорское происхождение. У большинства Б. лицо плоское, кругловатое, нос небольшой, немного вздёрнутый, глаза маленькие, серые или карие, уши большие, борода редкая, физиономия добрая и приятная. И действительно, простые люди были очень добродушными, доброжелательными, приветливыми и принимали иноземцев с самым радушным гостеприимством, которое те часто употребляли хозяевам во зло. Медленные в работе, они далеко превосходили русских аккуратностью и исправностью. Как и казанские татары, Б. должны были покупать своих жен, но платеж калыма мог быть рассрочен на несколько лет, и частенько муж уводил свою живую собственность после уплаты лишь половины вена. В течение первого года молодая жена не имела права разговаривать со свекром и свекровью, обычай, встречающийся на Земле разве что только у негров Экваториальной Африки. Многие Б. владели довольно большими отарами овец, стадами крупного рогатого скота, но предпочтение отдавали табунам лошадей, служившими им одновременно и верховыми, и упряжными, и ломовыми; животные давали им мясо, молоко (из кобыльего молока они изготавливали кумыс — лечебный и алкогольный напиток) и кожи, из которых они делали себе одежду, кибитки, покрывала, ремни, мешки, или турсуки. Не редкость было встретить Б., считавших посвое состояние сотнями, даже тысячами лошадей. Б. (как, впрочем, и др. кочевые народы и племена) были необыкновенно ловкими наездниками; любимым из их воинских упражнений были конские скачки, представлявшие необыкновенно захватывающее и живописное зрелище. Пчеловодство также считалось одним из самых любимых занятий Б., поэтому некоторые из этнографов даже пытались вывести и наименование народа — «башкурт » из слова, означающего профессию пчеловодов. Б. довольно активно сопротивлялись проникновению русских в свои земли, поскольку те сразу же начинали распахивать их пастбища и луга, ставить на берегах речушек деревни, рыть рудники, сужая простор пастушеским кочевьям в их вековом передвижении вслед за своими отарами и табунами. Тщетно, однако, Б. разоряли и выжигали рус. селения, выкапывали даже русских покойников из могил, чтобы не оставалось ни одного московского человека — ни живого, ни мертвого — в их земле. После каждого такого восстания русские приходили снова, причем еще в большем числе, нежели прежде, теперь уже силой изгоняя Б. из их владений и строя на них новые города и селения. К сер. XIX в. Б. владели уже лишь третью прежних своих земель». Постепенное уменьшение пастбищ заставило Б. заняться земледелием: сначала они отдавали свою землю рус. крестьянам (т. н. припущенникам) в аренду за ежегодную или единовременную плату, а затем потихоньку и сами стали приспосабливаться к труду земледельца. Многочисл. местные ханы стали родоначальниками дворян. и княж. родов и вошли в состав росс. дворянства, а башкир. княж. роды Аптуловых, Турумбетевых, Девлетшиных, Кулюковы и др. продолжали пользоваться, как и прежде, тарханством. Во время походов тарханы составляли особые отряды в рус. войске, а уже к ним присоединялось ополчение, набиравшееся с тяглых и ясачных Б.; командовали ими всегда рус. головы. Вскоре после принятия рус. подданства Б., не желая доставлять ясак в Казань и страдая от набегов соседних племён, просили царя построить на их земле город, к-рый бы защищал их и куда бы они свозили ясак. В 1586 воевода И. Нагой начал стр-во г. Уфа, к-рая стала первым рус. поселением в Б., если не считать Елабуги, построенной на самой границе башкир. земель. В том же 1586, несмотря на противодействие ногайск. кн. Уруса, была построена и Самара. В воеводском наказе (1645) упом. про острожек Мензелинск. В 1658 был построен г. Челябинск для прикрытия слобод, раскинувшихся по р. Исеть (в совр. Свердловской обл.). В 1663 уже раньше существовавший Бирск превращается в укрепление, стоявшее на середине дороги от Камы к Уфе. Одновременно с построением Уфы начинается колонизация края: татары, мещеряки, бобыли, тептери, черемисы и др. народности селятся у Б. как припущенники (новобашкиры), берут у них земли за оброк, а русские сначала занимают сиб. слободы (в совр. Челябинской обл.), а затем начинают внедряться в коренные земли Б. 

Владимир Богуславский

Материал из кн.: "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.

 

Далее читайте в формате PDF - очерк.

Этнос: