Бутинов Н.А. Папуасы

Версия для печатиВерсия для печати

ПАПУАСЫ (от индонезийского папува — «курчавый»), группа народов, основное население Папуа-Новой Гвинеи. Живут также в Северо-Западной Меланезии, Индонезии (Ириан-Джая, северной часть острова Хальмахера, острова Алор и Пантар), восточной части острова Тимор. Насчитывается несколько сотен папуасских народов численностью от сотен тысяч до десятков человек. Крупнейшие — энга (195 тысяч человек), чимбу (142 тысяч человек), медлпа (101 тысяч человек), камано (64 тысяч человек), хули (90 тысяч человек), экари, или капауки (100 тыс. человек), ангал (55 тысяч человек), умбу-унгу (47 тысяч человек), вахги (66 тыс. человек), кева (56 тысяч человек), дани (см. Дугум-дани), хванггона, или налтья (10 тысяч человек), асмат (61 тысяч человек), бенабена, форе (17 тысяч человек), маринд (8 тыс. человек), абелам, арапеш (14 тысяч человек), насиои (10 тысяч человек), боикин (52 тысяч человек), буин (18 тысяч человек), билуа, папуасы берега Раи (в том числе бонгу) и др. Общая численность около 5 миллионов человек. Говорят на языках, классифицируемых по 11 семьям (филам). По современным оценкам, общее число папуасских языков — свыше 700. Папуасы — христиане разных направлений, отчасти сохраняют традиционные верования.

Папуасы впервые заселили Новую Гвинею и Северо-Западную Меланезию 20—25 тыс. лет назад. Позднее, около 5 тысяч лет назад, в этот район проникли меланезийские племена, почти полностью вытеснив папуасов с побережий.

В хозяйственно-культурном отношении близки соседним меланезийцам, вместе с ними представляют единый хозяйственно-культурный тип ручных земледельцев тропического пояса, выращивающих в основном плодово-клубневые культуры (кокосовая пальма, бананы, таро, ямс, батат). Охота и собирательство имеют второстепенное значение. Важную роль играет свиноводство, а в прибрежных районах — рыболовство. Многие работают в городах (шофёры, продавцы, клерки и т. д.), на плантациях, в горнодобывающей промышленности. Формируется прослойка предпринимателей, растёт число работающих по найму, фермеров. Более половины папуасского населения ведёт в основном натуральное хозяйство, хотя часть продукции (главным образом копру) производит на рынок. Живут в деревнях, в среднем по 100—150 человек в каждой, разбросанных или компактных, поделённых на кварталы. Иногда поселение состоит из одного длинного дома (до 200 м длиной). В рамках этой территории жители деревни совместно расчищают в лесу места для огородов, затем выделяют для семей участки, и в дальнейшем семьи самостоятельно трудятся на своих участках. Каждая семья имеет пять-шесть участков в разных стадиях созревания урожая и посещает их ежедневно, пропалывая на одном, собирая урожай на другом. Урожай держат на корню, беря с собой в деревню столько плодов и клубней, сколько необходимо семье на сутки. Совместный труд применяется также при ловле рыбы и на охоте. Земля находится в общей собственности экзогамных родовых групп.

Проводятся обряды инициации и т. д. За соблюдением общинно-родовых обычаев следят бигмены. Сохраняется племенное деление, племена объединяются в более крупные этнические общности — до нескольких сотен тыс. человек (энга, чимбу и др.). Традиционные верования — культ предков, магия (главным образом земледельческая), тотемизм. С конца XIX века под влиянием миссионеров распространилось христианство. За время контактов с европейцами (англичане и др.) в колониальный период возникли милленаристские культы. В каждой деревне имеется христианская церковь, а иногда и две (если жители деревни принадлежат к разным направлениям). Создали развитую мифологию, музыкальный (в том числе танцевальный) фольклор.

Создание в 1975 независимого государства Папуа-Новая Гвинея, развитие промышленности, появление профессиональной культуры и папуасской интеллигенции создали условия для процессов этнической консолидации различных групп папуасов.

Н.А. Бутинов

Использованы материалы издания: Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 410-411.

Этнос: