Указ Президента страны В.В.Путина «О праздновании 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России» от 20 декабря 2004 года весьма знаменателен. В соответствии с ним исторический юбилей Башкортостана будет отмечаться на федеральном уровне. И это — важная веха региональной и национальной политики. Она отвечает общей государственной стратегии по восстановлению «связи времен» и «собиранию» России, усилению внимания к ее многовековому прошлому. Можно утверждать, что предстоящее событие входит в концептуальные, идеологические основы строительства современной Российской Федерации.
Прошедшие века показали, что историческое объединение отвечало коренным интересам и страны, и Башкирского края. В тот период он охватывал часть территорий нынешних Саратовской, Челябинской, Свердловской, Оренбургской, Курганской, Самарской областей и Пермского края. Данное обстоятельство усиливает общероссийское значение предстоящего юбилея, и в связи с этим Президент России рекомендовал субъектам Федерации активно участвовать в его подготовке и проведении.
Фундаментальной особенностью Российского централизованного государства было «объединение» земель, непрерывное продвижение на всех геополитических направлениях. Этот феномен накладывал свой отпечаток и на внутренние процессы развития общества. Добровольное вхождение Башкирии в состав расширяющегося Российского государства отразило исторический поворот страны на восток, превращение ее из Европейской в Евроазиатскую державу, а в последующем — и в великую империю. Усиление восточного вектора политики, объединение наших судеб стало значимым моментом не только в этнической консолидации и сохранении самобытности башкирского народа, но и в становлении самой России.
Подписанные в Москве договоры подтвердили права башкир в организации своей экономической и духовной жизни, а они, в свою очередь, взяли на себя обязательства перед государством. Соглашения эти не являлись исключением, они предвосхитили другие союзно-договорные отношения, нередко применявшиеся и в дальнейшем при решении национально-территориальных вопросов. В этой связи Президент республики М.Г.Рахимов справедливо расценил их как прообраз будущих федеративных отношений.
Да, федерализм возник не на пустом месте, он в целом пронизывает тысячелетнюю историю нашей многонациональной страны. Россию и в те века нельзя трактовать однозначно как унитарное государство. В самом титуле императора, складывавшемся постепенно, перечислялись не просто территории, когда-то вошедшие в состав государства, но и некоторые их статусные различия. Здесь, конечно, многое приобрело уже символический смысл, но следует признать, что далеко не все. Об этом говорят особенности положения в различные годы дореволюционной эпохи башкир, Украины, Польши, Финляндии, Закавказья, Хивы, Бухары, казачьих округов. В ходе преобразований или при проведении общих акций зачастую учитывалась специфика религиозной и этнического состава губерний, в частности, Оренбургской, а затем — и Уфимской. В общественно-политической мысли ХIХ — начала ХХ века идеи демократического обновления страны тесно увязывались с предложениями и по ее административно-территориальному, федеративному переустройству.
Башкирский край на многие века стал своеобразным форпостом страны, способствовал повышению ее обороноспособности. Он всегда выступал на защиту Родины. Вместе с другими народами башкиры доблестно сражались против иноземных захватчиков. Они приняли участие в ополчении Минина и Пожарского, азовских походах Петра I, в Северной войне и Семилетней войне. Известны случаи, когда при возникновении внешних угроз государству здесь даже прекращались волнения, чтобы срочно выставить стране необходимые воинские части. В 1798-1865 годах на территории края существовала даже особая кантонная система, нацеленная на организацию военной службы местного населения, формирование боеспособного Башкирского войска.
В Отечественной войне 1812 года овеяли себя славой 29 башкирских полков. Они дошли до Парижа, вписав свои строки в летопись российской воинской славы. Такое никогда не может быть забыто!
Конечно, далеко не все складывалось идиллически. Было много политических потрясений, народных выступлений и их подавление, элементов имперской политики. Но хотелось бы подчеркнуть, что и многочисленные башкирские восстания, а также самое мощное участие башкир под руководством Салавата Юлаева в Крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева также оставили неизгладимый след в истории страны, в складывании дружбы и сотрудничества между народами. Это неотъемлемая часть нашего прошлого, она, как и другие эпизоды народных выступлений и классовой борьбы, связана с эволюцией социально-экономических отношений, развитием законодательства и реформирования политической системы.
Обращает на себя внимание и то, что башкирский народ накапливал опыт своего самоуправления. В ходе Крестьянской войны проявились и несомненные элементы государственного строительства, создания органов управления и власти. Позже, в Уфимской губернии в ХIХ — начале ХХ века получили развитие земское движение, различные общественные инициативы, краеведение, издательское, печатное дело, благотворительность, партийное строительство, выборные кампании в Государственные Думы Российской империи.
Неудивительно, что в начале ХХ века именно башкиры одними из первых предложили свой вариант решения национального вопроса в распавшейся империи. Обычно отмечают, что Башкирская республика, провозглашенная в декабре 1917 года и подписавшая в марте 1919 года соглашение с Советским правительством, стала первой национальной автономией, положившей начало национально- государственному строительству и становлению федерации. Это неоспоримо. Но событие имело не только политические, но еще и серьезные военные аспекты. Надо иметь в виду, что переход башкирских полков на сторону Советов сыграл немаловажную роль в стратегическом переломе на Восточном фронте, разгроме армии Колчака, а затем и в обороне Петрограда.
В годы Великой Отечественной войны Башкортостан проводил на фронт свыше семисот тысяч своих сыновей и дочерей, каждый третий из которых пал смертью храбрых. Неувядаемой славой покрыла себя Башкирская кавалерийская дивизия, продолжившая замечательные воинские традиции народа. За отвагу и мужество более 200 тысяч воинов, призванных из республики, были награждены орденами и медалями, 278 уроженцев Башкортостана удостоены звания Героя Советского Союза, 35 воинов стали полными кавалерами ордена Славы. Были отмечены наградами и 1300 работников тыла.
Вклад республики в победу огромен. Как центр машиностроения, нефтедобычи и нефтепереработки, сельского хозяйства и других отраслей Башкортостан внес весомый экономический вклад в победу. Каждый третий танк и самолет заправлялись горючим, произведенным в республике. И это только наиболее зримая заслуга второго тогда нефтяного района страны. Многое было сделано для размещения и обустройства эвакуированного населения, различных предприятий, организаций и учреждений, для комплектования и обеспечения воинских частей, лечения раненых, пополнения фонда обороны.
В послевоенные годы БАССР отличалась высоким динамизмом социально-экономического роста, входила в число наиболее индустриально развитых регионов страны. Получили мощное развитие нефтепереработка, нефтехимия и химия, металлургия, машиностроение, электроэнергетика. Башкирия стремительно урбанизировалась, стала одной из ведущих промышленных и сельскохозяйственных республик РСФСР и Советского Союза. По ряду показателей Башкирская АССР опережала 12 союзных республик!
Наряду с прежними центрами Уфа (1574), Бирск (1663), Стерлитамак (1766), Белебей (1781), Белорецк (1923), Баймак (1938), Ишимбай (1940), Благовещенский (1941), Давлеканово (1942) встали в строй города Октябрьский (1946), Кумертау (1953), Салават (1954), Сибай (1955), Мелеуз (1958), Туймазы (1960), Учалы (1963), Нефтекамск (1963), Дюртюли (1989), Янаул (1991), Агидель (1991), Межгорье (1995). Кроме того, в советский период возникли еще свыше 40 рабочих поселков.
Наш край дал стране многих выдающихся деятелей государства, литературы, науки, образования и искусства. Велика его роль в развитии отечественной культуры на всех этапах развития. Башкирский поэт Мустай Карим вошел в плеяду таких выдающихся деятелей и нравственных авторитетов отечественной многонациональной литературы, как Чингиз Айтматов, Расул Гамзатов, Кайсын Кулиев, Давид Кугультдинов, Нодар Думбадзе, Абдижамил Нурпеисов, Василь Быков, Виктор Астафьев, Валентин Распутин и другие писатели.
Позиция таких мощных, колоритных республик, как БАССР, конечно, всегда учитывалась руководством СССР и РСФСР. Как говорится, республику никогда не обделяли вниманием. Она и в советский период была влиятельной силой, прекрасно смотрелась в созвездии других регионов.
Конец ХХ века ознаменовался тяжелыми испытаниями для всех нас. Распад СССР стал катастрофой планетарного масштаба, осложнив всю ситуацию в мире. Над Россией также нависла реальная угроза дезинтеграции, страну раздирали противоречия. От бывшего Союза на ее правопреемницу перекидывались разрушительные процессы и тенденции. Возрастала опасность гражданской войны и распада. В то время, чтобы сохранить единство и целостность страны, непрерывно шел непростой поиск взаимоприемлемых для Центра и регионов решений. В этих сложнейших, даже опасных, условиях при определении основ федеративного устройства огромное значение имела конструктивная, взвешенная позиция Башкортостана. На нашу республику смотрело и ориентировалось немало политиков. И наряду с некоторыми другими субъектами Российской Федерации, Башкортостан тогда опять, уже который раз в ХХ веке, сыграл исключительно значимую роль.
Следует признать, что наш край умел договариваться не только с царями и императорами, но и Генеральными секретарями ЦК КПСС, Президентом СССР и Президентами Российской Федерации! И это — замечательное, конструктивное качество, действительно ответственное по отношению к своему народу и стране. Острые события во всем мире, да и на постсоветском пространстве, показывают, как это важно в любую историческую эпоху!
Современную стратегию Башкортостана определил возглавивший в 1990 году республику политик новой формации М.Г.Рахимов, сначала — в качестве Председателя Верховного Совета, а с 12 декабря 1993 года — Президента Республики Башкортостан. Население республики оказало ему высокое доверие и на выборах 1998, 2003 годов. Он вошел в политическую элиту страны в числе самых авторитетных деятелей. С его многогранной деятельностью, продуманной, взвешенной политикой связано все развитие нашей республики за последние годы.
После провозглашения Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан (1990) был подписан Федеративный Договор с Приложением к нему от Республики Башкортостан (1992), принята Конституция Республики Башкортостан (1993), подписан «Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан» (1994). Была создана должная правовая база для дальнейшего развития.
Республика достаточно полно использовала открывшиеся возможности исторического творчества, нашла свои пути во всех сферах жизни. В переходный период, при проведении в стране не всегда четко продуманных и управляемых преобразований, у нас был осуществлен во многом своеобразный курс. Он отвечал коренным интересам не только страны и республики, но и традициям, менталитету ее народов. В республике не увлекались изменениями ради быстрой «демократизации». Башкортостан строил новую жизнь бережно и осторожно, применяя оптимальные методы. Здесь не практиковались осуждение предыдущих десятилетий, переименования, снесение памятников. Отказ от символов и традиций, достижений прошлого никогда не возводился в принцип, напротив, подчеркнуто сохранялось все лучшее. Такая четко сбалансированная политика принесла зримые достижения.
Построены основы демократического правового государства и гражданского общества. Прежде всего осуществлено разделение ветвей власти. Созданы парламент, развитое законодательство с принятием до 700 законов. Некоторые из них до сих пор не имеют аналогов на федеральном уровне или в других регионах страны. Успешно действует Конституционный суд. Органично вошли в судебную систему мировые судьи. Одной из первых в стране республика учредила институт Уполномоченного по правам человека.
Постепенно входит в жизнь многопартийность, зарегистрированы более 2600 общественных объединений, 30 отделений российских политических партий. При Президенте республики действует Общественное Совещание. Региональное отделение партии «Единая Россия» получило большинство депутатских мест в парламенте, где имеет фракцию, и в представительных органах местного самоуправления. Складывается культура политической деятельности, демократических выборов и референдумов.
В отличие от многих других регионов, у нас по-новому заработали и некоторые хорошо зарекомендовавшие себя организации прежних десятилетий, как, например, профсоюзы, общество «Знание» и целый ряд других структур. Республиканские организации приняли активное участие в формировании Общественной Палаты Российской Федерации, членом которой избран руководитель Федерации профсоюзов Башкортостана.
Базовое значение для становления гражданского общества имеет формирование эффективной системы местного самоуправления. Башкортостан вошел в число десяти регионов, наиболее подготовленных к этой важнейшей реформе. Работает Совет по местному самоуправлению при Президенте республики. Проведена большая работа по уточнению границ и созданию фактически новой административно- территориальной карты республики, правовой и нормативной подготовке, определению новых муниципальных образований. Во всех муниципальных образованиях состоялись референдумы и выборы, сформированы органы местного самоуправления.
Одновременно этот процесс предполагает перераспределение собственности в пользу муниципальных образований, наделение их соответствующими полномочиями, совершенствование межбюджетных отношений. Как известно, предпринимательство дает пока до 11% бюджетных поступлений, но есть территории, где этот уровень превышается в два и более раз. Для финансовой самодостаточности районов и городов нужно более широкое развитие мелкого и среднего бизнеса, улучшение собираемости налогов. Хотя по климату благоприятствования предпринимательству республика на одном из первых мест в стране, по этим вопросам она пока уступает «строгим» европейским меркам. Таким образом, и в данной области можно видеть, что тенденции демократизации глубоко взаимосвязаны с социально-экономическим развитием.
В своем интервью американскому телеканалу «Фокс Ньюс» 19 сентября 2005 года Президент Российской Федерации В.В.Путин, размышляя над этими вопросами, подчеркнул: «…Я глубоко убежден, что демократию нельзя экспортировать из одной страны в другую. Также как нельзя экспортировать идеологию. Демократия — это внутренняя субстанция развивающегося общества. Есть основополагающие принципы демократии, и они должны быть единообразно понимаемы во всех странах. Но есть и все, что связано с демократией: это очень большое количество составляющих, которые зависят от истории той или иной страны, от ее традиций и очень большого количества компонентов подобного рода».
Не ожидая помощи извне и опираясь преимущественно на собственные силы, за короткое время республика уверенно перешла от тактики выживания к стратегии роста. Применялись программно-целевые методы решения ключевых задач. Экономический потенциал использовался для смягчения кризиса, ускоренного развития социальной сферы. Получены результаты, определившие значение Башкортостана как одного из наиболее благополучных, опорных регионов, «локомотивов» экономического роста Российской Федерации. Наши впечатляющие достижения и задачи дальнейшего развития были глубоко и всесторонне освещены в нынешнем Послании Президента Республики Башкортостан М.Г.Рахимова народу и Государственному Собранию «К новому качеству жизни людей».
За 1999—2005 годы объем валового регионального продукта вырос в 1,5 раза, инвестиции в основной капитал — более чем в 1,7 раза. Как отмечалось в докладе Президента республики на праздновании 15-летия современного Башкортостана, по основным экономическим показателям он вошел в первую десятку регионов России. Это второе место по продукции сельского хозяйства, седьмое — по производству промышленной продукции, инвестиций в основной капитал, подрядных работ и платных услуг населению, восьмое — по объему валового регионального продукта, пятое — по вводу жилых домов, девятое место по обороту розничной торговли, по объему внешнеторгового оборота она также в первой десятке регионов. Башкортостан — надежный донор федерального бюджета, занимает восьмое место по поступлениям доходов в бюджетную систему России.
В республике перерабатывается каждая восьмая тонна российской нефти и производится шестая тонна автомобильного бензина и дизельного топлива, седьмая тонна синтетических смол и пластмасс, восьмая тонна полиэтилена, десятая тонна топочного мазута. Выпускается более половины общероссийского объема кальцинированной соды, около половины бутиловых и изобутиловых спиртов, стальной проволоки, четвертая часть осветительных электроламп, пятая часть каустической соды, шестая часть синтетических каучуков. Еще более усиливает экономические позиции республики в развитии производительных сил России пуск первой, а затем и второй очереди предприятия « Полиэф».
Благодаря структурной перестройке экономики Башкортостан вышел на первое место в стране по выпуску металлорежущих станков, на второе — троллейбусов, на четвертое — автобусов. Освоено производство изделий авиаприборо- и автомобилестроения, нефтяного, химического и сельскохозяйственного машиностроения, электротехнической отрасли, новых строительных материалов. Широкое распространение получил малый и средний бизнес, охвативший многие сферы хозяйственной жизни.
Важной особенностью является дальнейшее развитие аграрного комплекса. По сельскохозяйственному производству, в отличие от многих регионов и страны в целом, республике удалось выйти на дореформенный уровень. К началу 2005 года действовали 1086 сельхозпредприятий преимущественно новых организационно-правовых форм, а также более 4,7 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. Продолжается поиск путей наращивания производства сельхозпродукции. Созданы республиканские машинно-технологические станции, за десять лет по лизингу получено техники на 1,6 млрд. руб.
Многие районы по-новому определили свою специализацию, выбрали более подходящие для местных условий формы хозяйствования. Можно выделить хорошие показатели по разным отраслям сельхозпредприятий Стерлитамакского, Баймакского, Татышлинского, Аургазинского, Чекмагушевского, Уфимского, Благоварского, Буздякского, Дюртюлинского, Илишевского, Туймазинского и целого ряда других районов. В число трехсот элитных предприятий Российского АПК уже несколько лет включаются совхозы «Алексеевский» (Уфимский р-н), «Рощинский» ( Стерлитамакский р-н). Растет численность хозяйств, применяющих современное оборудование и технологии.
По производству зерна республика входит в первую пятерку регионов страны, по продукции животноводства — занимает второе, поголовью крупного рогатого скота — первое, свиней — шестое место. Башкортостан активно участвует в выполнении национального проекта по АПК.
Республика ведет широкую внешнеэкономическую деятельность со всеми регионами России, а также почти с 90 зарубежными странами. За годы преобразований количество стран — торговых партнеров республики увеличилось в три раза. Весь объем внешней торговли Башкортостана в 2005 году вырос в 1,7 раза и достиг 6,5 млрд. долларов. А за 15 лет он вырос в шесть раз! Проводятся крупные международные конгрессы, выставки, презентации. Башкортостану присвоены одни из самых высоких инвестиционных рейтингов в стране.
На основе устойчивого экономического роста сделан несомненный рывок в социальной сфере, повышении жизненного уровня людей. Именно в этот период удалось сбалансировать уровни развития в экономике и социальной сфере. По степени благополучия, как оценивают авторитетные эксперты, Башкортостан занимает второе место в стране после Москвы.
За 1999—2005 год реальные денежные доходы и потребление населения товаров и услуг выросло более чем в два раза. За 15 лет построено жилья почти на 25 млн. кв.метров, свыше 400 тысяч семей улучшили жилищные условия. Средняя обеспеченность жильем возросла с 15,2 до 18,9 кв. метров. Достаточно сказать, что за год введено жилья больше, чем в Пермском крае, Оренбургской области и Республике Удмуртия, вместе взятых. В расчете на тысячу жителей это значительно выше, чем в среднем по стране. Для более активного строительства доступного жилья большое значение приобретают реализация национального проекта, расширение ипотечного кредитования, привлечение новых источников финансирования.
Разительно изменился весь потребительский рынок, создана сеть современной торговли и сервиса, изменился облик городов и сел. Теперь в решении этих вопросов участвует не только государство, но и частная инициатива, предпринимательство, крупные российские и республиканские компании.
Говоря о своеобразии республики, хотелось бы обратить внимание на проведение так называемых именных лет. Так, 1998 год стал Годом семьи, 1999 — ребенка, 2000 — молодежи, 2001 — матери, 2002 — здоровья, 2003 — спорта и здорового образа жизни, 2004 — окружающей среды, 2005 — профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения. Нынешний год посвящен в самом широком плане благоустройству. Все эти меры имеют ярко выраженную социальную направленность, стали привычными для населения. Они концентрируют внимание и консолидируют усилия органов власти и всей общественности на жизненных вопросах, направлены на улучшение обустройства общего дома.
Произошли сдвиги во всех звеньях социальной и духовно- культурной политики. Как никогда много введено больниц, здравниц, дорог, мостов, спортивных сооружений. Санаторно- курортная система республики — одна из лучших в стране. Бурно развивались газификация, автотранспорт и связь. Внедряются цифровые технологии, оптоволоконные линии, современные АТС (это позволило довести количество телефонных номеров до миллиона!), системы мобильной связи. Услугами восьми операторов мобильной связи пользуется уже каждый второй житель Башкортостана.
Одновременно строятся и открываются театры, филармонии, Дворцы культуры, клубы, библиотеки, музеи, укрепляется их материально-техническая база. И здесь по большинству объективных показателей республика отмечается по стране. В целях развития профессионального и самодеятельного искусства проводятся традиционные международные конкурсы, фестивали, смотры и праздники. Преодоление раскола отечественной культуры, восстановление уважения к религии и своему прошлому усилили внимание общества к историческим корням, социальной памяти, генеалогии, различным направлениям ономастики, археологии. Большим спросом пользуются книги и справочники по истории районов и городов, воспоминания, шежере (родословные), сборники документов, атласы, топонимические и другие словари. Издана краткая энциклопедия Башкортостана, первый том многотомной «Башкирской энциклопедии».
Республика показала себя действенной формой реализации государственной региональной и национальной политики в России. Действуют 64 национально-культурных объединения, из них 8 национально-культурных автономий. Созданы 14 национально-культурных центров. Учреждена Ассамблея народов республики с Домом дружбы народов. Регулярно проводятся крупные форумы, праздники и фестивали национальных культур. Принят Закон о языках народов республики, разработан и выполняется ряд соответствующих целевых программ. Издан комплексный труд «Народы Башкортостана».
Значительные количественные и качественные сдвиги произошли в развитии систем общего и профессионального образования, академической, вузовской и отраслевой науки.
Создана система национального образования, где изучаются 14 родных языков и на 6 ведется преподавание. Более двух третей школьников нерусской национальности учатся своему родному языку.
Традиционные религии вносят заметный вклад в укрепление мира и согласия, духовно-нравственное оздоровление и консолидацию многонационального и поликонфессионального населения, в сохранение исторических традиций и культурных ценностей. Для них характерны взаимопонимание и взаимоуважение, конструктивное сотрудничество. На 1 января 2005 года в республике действовали 7 религиозных центров и 1256 объединений. Численность общин за годы преобразований возросла почти в полтора десятка раз.
На новый уровень качества вышли средства массовой информации. Республика имеет развитую государственную печать. Одновременно растет численность частных, смешанных по формам собственности, общественных средств массовой информации, представительств центральных электронных и печатных СМИ. Всего зарегистрировано около 600 СМИ. За считанные годы произошла компьютеризация республики, организация многих локальных сетей, электронной почты, Башкирского спутникового телевидения, кабельного телевидения, новых радио-телестудий, освоение интерактивных, мультимедийных средств.
На основе Указа Президента республики «О создании единой системы информационно-коммуникационного взаимодействия органов государственной власти и управления Республики Башкортостан» (12.1994) проведена большая работа по информатизации органов государственной власти и местного самоуправления. По существу, сложилась республиканская система информационно-аналитической деятельности, оснащенная современной техникой. Важными вехами на этом пути стали принятие Закона «Об информатизации и информационных ресурсах Республики Башкортостан» (11.2004), начало реализации программы «Электронный Башкортостан» (03.2006). Информационные технологии широко применяются теперь не только в отраслях экономики, но и в системе науки, образования, здравоохранения, социального обслуживания, учреждениях культуры (библиотеки, архивы, музеи и т.д.).
Башкортостан зримо становится информационным обществом, он весомо представлен в российском и мировом информационном пространствах. Только за последние четыре года почти в восемь раз возросло число сайтов из республики в сети Интернет.
Культура Башкортостана и в наши дни сохраняет свои естественные, выдержавшие испытание временем основы — высокую духовность, интернационализм, взаимное уважение, согласие и братское сотрудничество между людьми различных национальностей и конфессий. Многочисленные российские награды показывают, что республика активно участвует в духовно-культурном возрождении страны. Ее многогранный опыт сегодня широко востребован.
Конечно, как и в целом по России, у нас еще немало нерешенных проблем. Переход к новому строю и другому типу экономики не дал и не мог дать сразу высших результатов. На что в западных странах ушли столетия, Российская Федерация осуществила за считанные годы. Но уклад жизни, сознание людей невозможно изменить столь быстро. В этой связи издержки российских реформ тоже очевидны. Разрыв в уровне доходов граждан, неадекватная оплата труда, низкие еще пенсии, проблемы с трудоустройством, с обеспеченностью жильем — только часть из них. Эти задачи решаются наращиванием реальных секторов экономики, ростом производства, расширением строительства, повышением эффективности деятельности органов государственного управления.
Республика встречает 450-летие добровольного вхождения Башкирии в состав Российского государства в состоянии многоуровневого, динамичного развития. В экономике, социальной и духовно-культурных сферах идет созидательный, поступательный процесс, реализуются долгосрочные программы и планы. Праздник позволяет высветить высокую позитивность пройденного пути, благодатность конструктивных подходов к строительству федеративного государства, национальных традиций и духовно-культурных ценностей. Прошедшие столетия подтвердили мудрость и прозорливость наших предков, сделавших свой выбор в пользу общности судеб, создания и укрепления единого многонационального государства.
В целом следует подчеркнуть, что республика в ХХI веке демонстрирует высокую общественно-политическую стабильность, созидательный настрой, органическое единство традиций и современности. Она достойно развивается вместе со всей обновляемой великой Россией.
"Бельские просторы" № 6, 2006.