Сирина А. А., Мурашко О. А. Верования ительменов

Версия для печатиВерсия для печати

Ительмены живут на полуостове Камчатка и в Магаданской областях. Общая численность в России — 2429 чел. (1989), из них большинство проживает в Тигильском районе Корякского автономного округа. У предков ительменов (камчадалов) существовал богатейший сказочный, танцевальный и песенный фольклор. Его культурным героем являлся антропоморфизированный ворон Кутха. Он был одновременно создателем всего сущего, добывшим землю из водного хаоса и устроившим ее, и героем-перевертышем, несшим в себе добро и зло, мудрость и глупость. Кутха и его потомки научились ловить рыбу, плести сети, делать лодки и постепенно заселили весь мир.

Вселенная, по верованиям ительменов, состояла из трех миров. В подземном мире (дух-хозяин — Гаеч) жили духи и мертвые. Они ловили китов в подземном море и отапливали свои подземные юрты китовыми костями, — этим ительмены объясняли происхождение дыма над вулканами. Был развит культ огнедышащих гор. Ительмены верили в добрых и злых духов-хозяев, имевших зоо- и антропоморфный облик. Хозяин моря Митг представлялся в виде рыбы. Землетрясения производил дух Туил, когда его собака Козей встряхивалась, сбрасывая с себя снег. Духом-хозяином животных был Пи- лячуч (Билюкай). Злыми духами (Канна, Сососчелк, Фех-Кнезуам, горными камули, лесными умахчу, др.) были населены все опасные места: действующие вулканы, крутые и высокие горы, горячие источники и т. п. Духам приносили жертвы, в т. ч. на особых жертвенных местах — сопках, камнях. Некоторые из них почитаются ительменами, коряками до настоящего времени. Существовали представления о запрещенных для посещения местах, в которых человек мог потерять разум. Добычей и пищей духов воды, гор считали утопающих или застигнутых снежной лавиной, поэтому таких людей не спасали. Были развиты культы животных — кита, касатки, медведя, волка, а также промысловые культы. С промыслом были связаны многочисленные запреты. Существовал культ огня. Хранителями огня считались идолы-охранители — хантай.

Комплекс магических обрядов, связанных с гаданиями, заклинаниями и др. формами общения с миром сверхъестественных существ, у камчадалов С. П. Крашенинников назвал шаманством: "У камчадалов нет особливых шаманов, как у других тамошних народов, но всякая баба, а наипаче старуха — волхвом и толкователем снов почитается" В обрядах лечения, гадания, отвращения несчастья использовались средства растительного и животного происхождения.

В 1740—1747 годы производилось крещение камчадалов правосл. миссионерами. Все предки совр. ительменов числились в списках прихожан камчатских церквей. С этого времени среди камчадалов установилась традиция крещения детей и наречения их именами по русскому правосл. календарю.

Промыслово-хозяйственный календарь камчадалов совмещался в 19 веке с православным календарем. Праздновался ряд правосл. праздников — Рождество, Пасха, Успение Богородицы. Соблюдались основные православные обряды — крещение, венчание, отпевание. Видимо, уже в конце 18 века у предков ительменов сложилось своеобразное синкретическое миро-воззрение, включающее традиционные представления и элементы правосл. вероучения.

В настоящее время в Тигильском районе Корякского национального округа создан Совет возрождения ительменской культуры. В сентябре 1987 года фольклорным ансамблем села Ковран "Эльвель" было впервые возобновлено празднование древнеительменского ежегодного осеннего праздника "Алхалалалай" на основании его описания С. П. Крашенинниковым. Этот праздник, в который современные ительмены вкладывают смысл "благодарения природе и очищения от грехов", приобрел для ительменов и оседлых коряков (паланцев и карагинцев, имеющих близкий по значению и обрядам праздник "Хололо") особое значение. Участники соревнуются в пении и плясках в сопровождении игры на бубне. В обрядовую часть праздника входит посещение горы Эльвель, с которой связано несколько мифологических циклов. По одному из них, гора — это окаменевшая дочь культурного героя, нарушившая запрет закрывания лица; по другому — гора, на которой древние люди спаслись от потопа.

А. А. Сирина, О. А. Мурашко

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 137-139.

Этнос: