Магаданская о. [Россия]

Субъект Российской Федерации Магаданская область (Дальневосточный административный округ), столица г. Магадан.

Гурвич И.С. Коряки

КОРЯКИ - народ, составляющий основное население Корякского национального округа Камчатской области, живут также в Чукотском национальном округе и Северо-Эвенском районе Магаданской области. Самоназвание береговых коряк - нымылын, коряки-оленеводов - чавчыв. Численность коряков 6,3 тысяч человек (1959). Корякский язык относится к группе палеоазиатских языков, распадается на 9 диалектов. Первые упоминания о коряках встречаются в русских документах 1630-1640 годы.

Сирина А.А. Религиозные воззрения эвенов

Эвены живут в центральных и северо-восточных районах Республики Саха (Якутия), в Магаданской, Камчатской области, на Чукотке, в Хабаровском крае. Численность в России 17,2 тысяч человек (1989). Их верования основаны на анимизме, включают культы промысловые, природы, животных, огня, шаманизм. Религиозные воззрения эвенов схожи с эвенкийскими, имеют заимствования от коряков, юкагиров, чукчей, якутов. У русских восприняли многие элементы христианства. Вселенную считают многослойной. Был развит культ Солнца. Эвены верят в духов-хозяев природы, земли, тайги, реки и т. д., облик и функции которых часто смешиваются. Главный из них — Тангара, Хэвки ("всевышний", "бог"). В связи с культом гор эвены оставляют дары на перевалах (дэлбу-ргэ), верят в существование горного духа — хэйек...

Батьянова Е. П., Сирина А. А. Религиозные представления чукчей

Чукчи — народ в Российской Федерации, насчитывающий 15,1 тыс. чел. (1989). Живут в Чукотском автономном округе, в Республике Саха (Якутия), Корякском автономном округе. Подразделяются на береговых (оседлых охотников на морского зверя) и оленных (кочевых оленеводов). В религиозных воззрениях чукчей много общего с другими палеазиатскими народами Сибири (см. Народов Сибири верования). В основе религии — вера в духов, одухотворение всех явлений и предметов окружающей действительности. Вселенная представлялась состоящей из трех (пяти, семи) миров. Главное божество — Творец, или Верховное Существо, обитающее в Верхнем мире. С Верховным Существом отождествлялись Зенит, Полдень, Рассвет, Полярная звезда и др. У крещеных чукчей с образом Творца связывались также представления о христианском боге. Иногда в роли Творца выступает мифический герой — Ворон Куркыль: он создает местность, диких и домашних животных, учит людей жить. Солнце — человек в блестящих одеждах, ездящий по небу на оленях или собаках; Луна — солнце злых духов; Северное сияние — души умерших предков, играющие на небе в мяч; Млечный путь — песчаная река; Полярная звезда — небесная привязь, вокруг к-рой ходят все звезды. В Верхний мир можно попасть через отверстие в Полярной звезде, а также по радуге или солнечному лучу...

Гурвич И.С. Чукчи

ЧУКЧИ - народ, коренное население Чукотского национального округа Магаданской области РСФСР. Живут также на Севере Корякского национального округа и в Нижнеколымском районе Якутской АССР. Самоназвание оленных чукчей - чавчу (оленный); береговых - ан'калын (помор). Общее самоназвание луораветлан (настоящий человек) как наименование всего народа не привилось. Численность 13,6 тыс. чел. (1970, перепись). Чукотский язык относится к северо-восточной группе палеоазиатских языков.

Батьянова Е.П. Верования коряков

Коряки живут в Корякском автономном округе, в Камчатской области, Чукотском автономном округе, Северо-Эвенском районе Магаданской области. Численность — 9,2 тыс. чел. По типу традиционных хозяйственных занятий и культуры подразделяются на береговых (оседлые рыболовы и морские охотники) и тундровых (кочевники-оленеводы). Традиционная религия основана на анимистических воззрениях, согласно которым вселенная, представляющая пять взаимосвязанных миров, населена бесчисленным количеством добрых и злых духов, влияющих на жизнь людей и требующих особого этикета общения с ними.

Эвены (СИЭ, 1976)

ЭВЕНЫ (в литературе известны также как ламуты) - один из малых народов Северной Сибири. Живут в некоторых районах Магаданской и Камчатской областей и в северных районах Якутской АССР к востоку от нижней Лены. Численность 12 тыс. чел. (1970, перепись). Эвенский (ламутский) язык относится к тунгусской ветви тунгусо-маньчжурских языков. По происхождению и культуре близки эвенкам. В прошлом основным занятиями большинства эвэенов были оленеводство и охота, а у живших на побережье Охотского моря. Эвены, так называли пеших тунгусов, - рыболовство и морской зверобойный промысел.

Гурвич И.С. Юкагиры

ЮКАГИРЫ (самоназвание - одул, деткиль) - одна из самых малочисленных народностей Восточной Сибири. Численность - 0,6 тыс. чел. (1970, перепись). Юкагирский язык относится к условно выделяемой палеоазиатской группе языков. Сохранившие свой язык тундровые юкагиры живут в Нижнеколымском районе Якутской АССР, таежные - в Верхнеколымском районе Якутской АССР и Среднеканском районе Магаданской области. В 17 веке, ко времени прихода русских, юкагиры занимали огромную территорию от реки Лены на западе до устья реки Анадырь на востоке.

Сирина А. А., Мурашко О. А. Верования ительменов

Ительмены живут на полуостове Камчатка и в Магаданской областях. Общая численность в России — 2429 чел. (1989), из них большинство проживает в Тигильском районе Корякского автономного округа. У предков ительменов (камчадалов) существовал богатейший сказочный, танцевальный и песенный фольклор. Его культурным героем являлся антропоморфизированный ворон Кутха. Он был одновременно создателем всего сущего, добывшим землю из водного хаоса и устроившим ее, и героем-перевертышем, несшим в себе добро и зло, мудрость и глупость.

Петров А. А. Эвены.

Эвены, эвен (самоназвание), устаревшее русское — ламуты ("приморские жители", от эвенкийского ламу — "море"), народ в Российской Федерации. Живут локальными группами в Якутии (8,67 тыс. человек), Магаданской области (3,77 тыс. человек), Чукотском (1,34 тыс. человек) и Корякском АО (713 человек), Камчатской области (1,49 тыс. человек) и Охотском районе Хабаровского края (1,92 тыс. человек). Общая численность 17,2 тыс. человек. Эвенский язык относится к тунгусо-маньчжурской группе алтайской семьи; имеет более десятка говоров, которые объединяются в три наречия — восточное, среднее и западное. 52,5% эвенов свободно владеют русским языком, 27,4% считают его родным. Верующие — православные. Расселение тунгусских племён (предков эвенов, эвенков и др.) из Прибайкалья и Забайкалья по Восточной Сибири началось в 1-м тысячелетии нашей эры. В процессе расселения эвены включили в себя часть юкагиров, в последствии были подвергнуты частичной ассимиляции якутами. Под влиянием якутского языка сформировалось западное наречие эвенского языка. С началом контактов с русскими в XVII веке эвены испытали их сильное влияние. С 20-х гг. XX века большинство эвенов переходит к оседлости, массовому двуязычию. В 1990-е годы стала проводиться активная политика, направленная на возрождение языка и культуры эвенов...

Батьянова Е. П., Жорницкая М. Я., Тураев В. А. Коряки.

Камчадал.
Иллюстрированная энциклопедия народов России. СПб, 1877.

Страницы

Подписка на RSS - Магаданская о. [Россия]