Сирина А.А. Религиозные воззрения эвенов

Эвены живут в центральных и северо-восточных районах Республики Саха (Якутия), в Магаданской, Камчатской области, на Чукотке, в Хабаровском крае. Численность в России 17,2 тысяч человек (1989). Их верования основаны на анимизме, включают культы промысловые, природы, животных, огня, шаманизм. Религиозные воззрения эвенов схожи с эвенкийскими, имеют заимствования от коряков, юкагиров, чукчей, якутов. У русских восприняли многие элементы христианства.

Вселенную считают многослойной. Был развит культ Солнца. Эвены верят в духов-хозяев природы, земли, тайги, реки и т. д., облик и функции которых часто смешиваются. Главный из них — Тангара, Хэвки ("всевышний", "бог"). В связи с культом гор эвены оставляют дары на перевалах (дэлбу-ргэ), верят в существование горного духа — хэйек.

Развиты промысловые культы и культы животных: медведя, орла, ворона. Дух охоты — мухон — представляется в виде девушки. Перед охотой приносятся жертвоприношения духам-хозяевам, семейным и личным амулетам — хинкэнам. Покровителем и главной святыней семьи считается дух огня (тов ама, му-ранни), представляющийся в образе старика.

Рождение, жизнь, смерть связаны с понятием души. Существовали представления о множественности душ. Душа ребенка — птичка омиа, взрослого — уменьшенная копия человека — ханин. Погребальные обряды основаны на вере в потусторонний мир и возрождение души. Обряды имянаречения проводились стариками с целью узнать, чья душа возродилась в ребенке. Преобладали наземные и воздушные захоронения. Под влиянием христианства эвены перешли к погребениям в земле. Над могилой сооружают имитацию традиционного эвенского жилища и устанавливают православный крест.

Шаманы проводили трехдневный обряд добывания охотничьего счастья — хинкэ-лэвун, лечили заболевших людей и оленей, "узнавали" обиды умерших, провожали их в мир мертвых. Камлания делились на семейные (малые) и общественные (большие). Шаманский костюм сходен с эвенкийским. Были развиты также бытовые гадания по костям птиц и животных, которые проводились пожилыми, преимущественно одинокими, людьми.

Христианство довольно глубоко проникло в религ. сознание эвенов, но не вытеснило окончательно традиционные верования, которые сохраняются в трансформированном виде.

А. А. Сирина

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 575-576.

Этнос: