Якутия [Россия]

Субъект Российской Федерации Республика Саха (Якутия) (Дальневосточный административный округ), столица г. Якутск.

Линденау Я.И. О якутах и их происхождении *

Хотя о происхождении народа, не имеющего письменности, нельзя сказать ничего достоверного, тем не менее кое-что можно о нем узнать, обращаясь к исследованию его языка, попытаться выяснить, каким языкам он родствен.

Якуты, без сомнения, являются татарским народом, что подтверждает в достаточной степени их язык. Имеются только некоторые якуты, которые в давние времена ушли отсюда, из-за чего у меня нет о них никаких сведений. Что же касается якутского языка, то он совпадает с языком каштаров 1, которые живут в Красноярской области, с языком барабинцев, а в некоторых случаях с языком чувашей, что будет видно из нескольких примеров, заимствованных из их словаря. Что касается происхождения якутов, то я хочу показать, где встречались их прежние поселения и как они переселились вниз по Лене. Тут находятся старые поселения родов, которые были там с незапамятных времен и существуют до сегодняшнего дня. Речь пойдет о войнах их с другими народами, о внутренних волнениях и завоеваниях...

Парникова А.С. Вилюйские якуты

Сведения о якутском населении низовьев Вилюя впервые стали поступать от «сына боярского Воина Шахова», который со своим отрядом в 1636 г- собирал ясак на Лене около устья Вилюя. Свидетельствующий об этом архивный документ называется: «Книги... ясашвово збору соболиново во 145 году декабря в 26 день новоприискной землице у усть-Вилюя на Лене реке». К сожалению, документ ветхий, конец его не сохранился. Среди плательщиков ясака, кроме тунгусских родов, указан «род пешие якуты князец Дыран», но сам список истлел. Возможно, эти пешие якуты принадлежали к роду Кирикиев, так как в последующие годы князец Дыран (Дуран) неоднократно встречается в списках пеших якутов Кирикийского рода...

Филипп Страленберг о происхождении якутов

В области якутской историографии и этнографии имеет большое значение труд Филиппа Страленберга. Будучи офицером шведской армии, он в битве под Полтавой попал в плен к русским, а затем, в порядке административного усмотрения, был сослан в Сибирь, где провел 13 лет. Получив возможность разъезжать по Сибири, он ознакомился с бытом и нравами ее коренных обитателей и с разными вещественными памятниками старины. По возвращении на родину он выступил в качестве автора довольно солидного этногеографического описания Сибири и восточной части Европы со включением многих данных из русской и центрально-азиатской истории под заглавием «Das Nord und Ostliche Theil von Europa und Asia» u. s. w. 

Олекминские якуты

Олекминские якуты. На присутствие якутов в районе Олекмы в сообщениях первых русских отрядов прямых указаний не встречается, хотя, возможно, они там жили. Запись Ивана Галкина в самой ранней ясачной книге 1631/32 г. о сборе им ясака «вновь с первых улусов Якольской землицы 27 соболей» С. А. Токарев относит к олекминским якутам-меитцам, а Б. О. Долгих — к якутам центральных районов — кангаласам 4. Петр Бекетов, поставивший в 1635 г. Олекминский острожек, послал пространное донесение о выгодности выбранного им места, но о якутах не упомянул. Он писал: «Тот государев острог, который яз, Петр, поставлю на Усть-Олекны реки, будет государю впредь прочен. Около тово нового острожку прилегли все места...

Туголуков В.А. Юкагирский дом

Если бы мы захотели навестить юкагиров в разные периоды их истории, то сумели бы побывать и в простом ивовом шалаше, и в землянке, и в чуме, и в срубном доме...

Н. И. Спиридонов сообщает, что в древности юкагиры летом жили в «обыкновенных, глухих» шалашах «с подвешенным куском дерна или шкуры дикого оленя вместо двери над входным отверстием». Судя по атому описанию, он имел в виду шалаш конической формы, как чум, но с закругленным верхом из-за отсутствия дымового отверстия («глухой»). Вероятно, именно о таком жилище говорится в одной из юкагирских легенд. Убив на поединке «ледяного старика», герой предания водружает над его телом ивовый шалаш, покрытый травой...

Якуты Средней Лены

Первых якутов служилые и промышленные люди встретили на средней Лене. В 1630 г. отряд во главе с Мартыном Васильевым и Антоном Добрынским проник на Лену через Вилюй и среди якутских улусов поставил острожек 2. В следующем году прибыл на Лену, по уже иным путем, Иван Галкин с отрядом- Он также встретил якутов, которые оказались «скотны и людны, и доспешны, и воисты» 3. Стрелецкий сотник П. Бекетов, прибывший на смену Галкину, в 1632 г., как уже указывалось, построил Ленский острог — будущий Якутск.

Якуты центральных районов лучше других изучены современными исследователями. Эта группа якутов в 30-х годах XVII века составляла основную массу якутского народа. Она была расселена довольно компактно на сравнительно небольшой территории.

Административно-территориальные единицы, установленные русскими людьми у якутов, стали называться в документах волостями. ..

Исбрандт Идес о южном происхождении якутов

Теория южного происхождения якутов оформилась еще в конце XVII столетия в записках одного иностранного купца, немца или голландца, Эверта Исбракдта Идеса, который, по поручению русского правительства, ездил через Сибирь в Китай для улажения пограничных дел. Он выехал из Москвы в 1692 г. и вернулся через три года в феврале 1695 г. Во время своего путешествия Исбраидт вел дневник, в котором между прочими сведениями заключались и краткие этнографические данные о некоторых туземных народах Сибири, в том числе о бурятах и якутах. Сведения о последних автор должен был получить, конечно, проезжая через Иркутск, путем расспросов бывалых людей при посредстве местной администрации. Отрывки из дневника Исбрандта Идеса через год после его возвращения в 1696 г. были изданы в Берлине Менцелем, опубликовывались также и Г. Г. Лейбницем в 1697 и в 1699 годы...

Функ Д.А. Верования якутов

Якуты (саха) — народ в России, основное население Республики Саха (бассейн Средней Лены, Нижн. Алдана, Вилюя, низовья реки Олёкма, районы Крайнего Севера). Численность — 350 тысяч человек. Наиболее ярким и потому наиболее полно этнографически описанным явлением в религиозной жизни якутов конца 19 — начала 20 века был шаманизм. Он впитал в себя многие архаические культы. Вместе с тем во многих случаях ритуальной практики якуты не прибегали к помощи-посредничеству шаманов. Значительно у якутов число пережитков различных архаических культов.

Соколова З.П. Традиционные верования юкагиров

Юкагиры (численность 1142 чел.) живут на севере Якутии (тундровые) и в Магаданской области (таежные). Сейчас юкагиры чаще сохраняют приверженность к православию (христианство они приняли в 17 веке), чем помнят о вере своих предков. В прошлом же для них были характерны культы матерей природы (земли, воды, огня, солнца, луны), промысловые культы (особенно культы лося, дикого оленя), память о которых сохраняется в некоторых обрядах и запретах: женщины не должны наступать на кровь диких оленей; глаза (или головы) убитых животных закапывали — возвращали матери-земле.

Сирина А.А. Религиозные воззрения эвенов

Эвены живут в центральных и северо-восточных районах Республики Саха (Якутия), в Магаданской, Камчатской области, на Чукотке, в Хабаровском крае. Численность в России 17,2 тысяч человек (1989). Их верования основаны на анимизме, включают культы промысловые, природы, животных, огня, шаманизм. Религиозные воззрения эвенов схожи с эвенкийскими, имеют заимствования от коряков, юкагиров, чукчей, якутов. У русских восприняли многие элементы христианства. Вселенную считают многослойной. Был развит культ Солнца. Эвены верят в духов-хозяев природы, земли, тайги, реки и т. д., облик и функции которых часто смешиваются. Главный из них — Тангара, Хэвки ("всевышний", "бог"). В связи с культом гор эвены оставляют дары на перевалах (дэлбу-ргэ), верят в существование горного духа — хэйек...

Страницы

Подписка на RSS - Якутия [Россия]