ЖУЖАНЕ, жоужань, жуаньжуань, жужу, жуйжуй, - союз кочевых племен, обитавших в степях Западной Маньчжурии, Монголии и Туркестана в раннем средневековье. Этноним Жужане впервые появился в 3 веке и зафиксирован в китайских династийных историях "Бэй ши" (гл. 98) и "Вэй шу" (гл. 103). Согласно китайским источникам, Жужане были воинственным скотоводческим племенем, состоявшим из родов (аймаков) и делившимся на военные подразделения ("сотни" и "тысячи"). Китайские хроники пестрят записями о набегах Жужаней на пограничные районы Китая и о походах китайских войск на север против Жужаней. Военные набеги перемежались с мирными посольствами правителей Жужаней к китайскому двору. Источники сообщают, что Жужане присылали "дань", а их правители получали в жены в качестве "принцесс" девушек из знатных китайских семей.
Возвышение Жужаней связано с именем Шелуня (402- 410), сплотившего разрозненные племена в сильный военный союз. Это, однако, не избавило Жужаней от внутренних распрей и междоусобиц, в которые время от времени активно вмешивался Китай. Именно с помощью Китая утвердил свою власть один из наиболее известных и могущественных правителей Жужаней - Анахуань (520-552). Придя к власти, Анахуань умело использовал ослабление Китая в результате раскола династии Северный Вэй на Западную и Восточную (535) и заметно усилил набеги на китайские границы. Могущество Жужаней достигло своей вершины. В это же время на северной границах владений Жужаней усилилось племя тюрков. Прежде признававший вассальную зависимость от Жужаней, правитель тюрков в 551 году потребовал от Анахуаня "принцессу" в жены, что было равносильно требованию политического признания. Анахуань отказал и в результате последовавших за тем войн с тюрками он был разбит и в 552 году покончил жизнь самоубийством. Войны с тюрками, китайцами, уйгурами, равно как и непрекращавшиеся внутренние распри, ослабили Жужаней. В середине 6 века Жужане исчезли с политической карты Центральной Азии. Часть их была ассимилирована тюрками и другими народами, а другая часть (около 30 тысяч шатров) откочевала далеко на запад и осела на среднем Дунае, просуществовав там до 9 века. Проблема этнической характеристики и генетических связей Жужаней продолжает оставаться неясной. Большинство ученых (франц. синолог П. Пеллио, япон. ученый Сиратори, советский ученый Н. В. Кюнер) настаивают на монгольском происхождении Жужаней. Отдельные исследователи генетически связывали Жужаней с сюнну (гуннами) (Н. Я. Бичурин). Вопрос о тождестве Жужаней с аварами также не бесспорен. Однако большинство ученых полагает, что исчезнувших в середине 6 века из Центральной Азии Жужаней следует отождествить с появившимися около этого времени в Европе аварами. Как считают некоторые авторы (франц. синолог Э. Шаванн), именно Жужане были подлинными аварами, в отличие от так называемых псевдоаваров. При этом отдельные специалисты высказывают предположение, что лишь часть аваров - возможно, правящая - разговаривала на протомонгольском языке и генетически была связана с Жужанями.
Л. С. Васильев. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.
Источники (переводы): Бичурин Н. Я. (Иакинф), Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена, (т.) 1-3, М.-Л., 1950-53; Кюнер Н. В., Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока, М., 1961.
Литература: Бернштам А. Н., Очерк истории гуннов, Л., 1950; Wittfoge 1 K. A., Féng Ch., History of Chinese society: Liao (907-1125), Phil., 1949.