СВАДЕБНАЯ ОБРЯДНОСТЬ У РУССКИХ — ритуализированная совокупность действ, нормами обычного права и законодательно закрепляющая факт создания новой семьи. Имеет три этапа: предсвадебный, свадьба, послесвадебный. Главное событие предсвадебного этапа — сватовство. Доля свадеб со сватовством постоянно снижается. Тем не менее все исследователи свадебного обряда пишут о сватовстве как о самом устойчивом предсвадебном обряде. Отмечено широкое бытование современных форм сватовства в сельской местности и малых городах. Современное сватовство, решая организационные вопросы, напоминает традиционный «сговор» — предсвадебный пир, на котором родные жениха и невесты «сговариваются» т. е. окончательно договариваются о сроках и месте, свадьбы, приданом и т. п., а жених и невеста объявляются «сговоренными», сосватанными. В 1970—80-е годы Дворцами культуры индустриальных центров была предпринята попытка ввести в предсвадебный этап помолвку, предоставляя таким образом молодым людям возможность проверить серьезность своего наререния вступить в брак.
Собственно свадьбу составляют два главных события: регистрация брака и свадебный пир. Даже в советское время значительная часть (до 50% и более) вступавших в брак согласовывали время его заключения с церковным календарем (например, в Великий пост свадеб значит, меньше чем в иное время). Сохраняется обрядовая последовательность действ, предваряющих отъезд жениха и невесты в загс (или в церковь для венчания): одевание невесты, приезд за ней жениха, и разыгрывание сценки выкупа невесты (в сельской местности), родительское благословение. К числу устойчивых относится традиция благословения невесты иконой Богоматери, а жениха -Спасителя, Николая Угодника или образом какого-либо иного святого. С 1960-х годов в России широко практикуется торжественная регистрация брака. Развитие и обогащение современной ритуальной культуры русских разнообразными обрядово-праздничными нововведениями способствовало тому, что в свадебной обрядности чрезвычайно возросло внимание к ритуалу оформления брака. Юридический акт записи брачащихся довольно быстро приобрел статус художественно оформленного канона и трансформировался в гражданскую традицию.
Свадебное гулянье в настоящее время отличается от традиционного тем, что состоит только из собственно застолья и веселья — песен, плясок, танцев. В прошлом на свадьбу созывались только родственники, теперь приглашается большое число друзей жениха и невесты. Этносоциологические исследования 1970-1980-х годов показали определенную стабильность в бытовании некоторых элементов традиционной свадьбы ("выкуп", осыпание жениха и невесты хмелем и сладостями, свадебные игры, ряжение). Не последнюю роль здесь играет общественное мнение, которое рассматривает обрядово-фольклорные традиции в качестве важного культурного наследия прошлых эпох. Современная русская свадьба представляет собой наиболее многоплановый (по сравнению с другими праздниками и обрядами) системно-организованный ряд взаимодополняющих друг друга традиций и новаций. Их соотношение зависит от многих этноисторических и социокультурных факторов, которые оказывают влияние на динамику локальных, традиций. В одних территориально-этнографических областях традиции старой свадьбы, преобладают над новшествами, в других — это соотношение более или менее равновелико (что характерно для сельских свадеб), в третьих случаях, например, на свадьбах в больших городах, перевес на стороне новаций. В современной свадьбе достаточно четко выражено стремление людей к восстановлению ее традиционных элементов. В настоящее время картина свадебная обрядность усложняется появлением сословных различий.
Л. А. Тульцева
Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 459-461.