Андо-цезские народы (55—60 тыс. чел. — 1992) исповедуют суннитский ислам (см. Суннизм) шафиитского толка. До ислама к ним с территории соседней Грузии и Кавказской Албании в 4—5 века проникает христианство. Ислам утвердился в 15—16 веках, у некоторых групп — к 17—18 векам Андо-цезы приняли активное участие в движении Шамиля. Из среды андо-цезов вышло несколько известных деятелей имамата, а также немало известных дагестанских алимов. В 50—60-е годы 19 века к андо-цезским народам проникают идеи суфийского братства кадирия, проповедуемые Кунта-Хаджи.
Антирелигиозная политика советского периода не достигла здесь больших успехов. В высокогорных селениях удалось сохранить лучшие традиции мусульманской учености, а также живого бытования ислама как религии. Поэтому в последнее десятилетие у андо-цезских народов происходит скорее не возрождение ислама, а переход к открытому исповедованию религии. Мечети наполняются каждую пятницу, многие предпочитают молиться в них и в будние дни. Молениями, жертвами, раздачей милостыни (садака), застольем отмечаются праздники Разговления и Жертвоприношения, день рождения Пророка. Распространено суфийское учение (братств накшбандия и кадирия). В исламской обрядности, особенно среди кадиритов (андийцы и др.), большое место занимает зикр — громкое (кадмия) или тихое (накшбандия) поминание имени Аллаха, сопровождающееся определенными телодвижениями. Сохраняются некоторые элементы домонотеистических верований: вера в магию, духов, ведьм и т. п. Магия играет большую роль во время календарных праздников. На вере в духов основана лечебная практика мулл и алимов. В последние годы среди андо-цезских народов распространился ваххабизм, особенно в Цунтинском районе Дагестана.
А. А. Ярлыкапов
Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 16.