Сирина А.А. Религиозные представления эскимосов

Версия для печатиВерсия для печати

Азиатские эскимосы населяют восточное побережье Чукотки, остров Врангеля. Численность в России — 1,7 тысяч человек (1989). Эскимосы живут также в США (35 тысяч человек), Канаде (25 тысяч человек), на острове Гренландия (45 тысяч человек). Религиозные представления близки к чукотским. Эскимосы одушевляли природу и ее явления, верили в благожелательных и вредоносных духов. Согласно их верованиям, существуют три основных божества, или творца: владыка воздуха, хозяин вселенной Киягнык, владычица моря Седна, владычица земли Пинга. Духи представлялись в антропоморфном, реже — зооморфном облике. Владычица моря — старая моржиха, живущая в хижине на дне океана. Сохранились мифологические предания о девушке, не желавшей выйти замуж и при разных обстоятельствах становящейся морской владычицей, прародительницей людей и животных. В каждом из миров существовало множество других духов. Злые духи тунгат представлялись существами самых фантастических форм. Самым жестоким духом был подземный дух Нунам йо. Амулеты (личные и семейные), татуировка и рисунки охрой и графитом на лице защищали от злых духов, болезней, помогали в промыслах.

У эскимосов были развиты культы касатки, кита, ворона, волка, паука. Время проведения промысловых обрядов-праздников соответствовало сезонности основных хозяйственных занятий: например, праздник-обряд Атыгак (первый спуск байдары на лед) проводился в конце мая — начале июня; праздник-обряд Наскуныхкылык (праздник клыков) проводился в июле, когда прекращалась охота на моржей вдоль берега из-за начавшихся штормов, и т. д. Их смысл состоял в благодарности за удачную охоту и испрашивании богатой добычи в будущем промысловом сезоне. Составными элементами праздников были жертвоприношения хозяевам моря, тундры, коллективная трапеза дружбы, обмен подарками, элементы драматических представлений и плясок.

Шаманами (алигналгит) могли быть и мужчины, и женщины, но шаманки считались более сильными. Были известны вредоносные шаманы, Главным шаманом селения был шаман из общины хозяев поселка (земли) нуналык. Шаманы камлали в яранге голыми по пояс. Шаманские заговоры играли большую роль для изгнания болезней, удачного возвращения на берег охотников, унесенных на льдине, во время долгих охотничьих неудач и др. (см. Шаманизм).

Старинный способ захоронения — в каменистых осыпях. Труп оставляли на поверхности земли в кругу из камней. Тело анатомировали с целью узнать причину смерти. Если причина была ясна, вскрытия не делали. Традиционный обряд погребения изменился уже к начале 20 века. Исчезли обычаи вскрытия и очищения тела, разрезания на части одежды, упростился сложный ритуал "праздник кормления мертвых" (Ахысахтук), проводившийся ежегодно в сентябре — начале октября Эскимосы мало подверглись христианизации (в начале 20 века к ним проникали миссионеры из Америки) и сегодня продолжают сохранять в пережиточной форме анимистические верования и промысловые культы.

А. А. Сирина

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 591-592.

Этнос: