ЮАР

Мирча Элиаде. Гереро: верования и боги

Гереро — бантуязычная народность, живущая в Юго-Восточной Африке. «Гереро знают верховное существо, которое они называют Нджамби Карунга. Имя Карунга происходит из языка овамбо и близко известно лишь тем из гереро, кто в прежние времена имел дело с овамбо... Нджамби — небесный бог. Он живет на небе, но вездесущ. Его самая поразительная черта — доброта. Своей жизнью человек обязан ему, и все блага в конечном счете восходят к нему. Умирающий естественной смертью забирается Нджамби. Поскольку его сущность — доброта, люди питают к нему не страх, а почтительную любовь. Поскольку его блага являются даром его доброты и не обусловлены какими бы то ни было нравственными требованиям, вера в Нджамби никак не связана с нравственностью, а поклонение Нджамби не превратилось в культ. В лучшем случае его имя призывается только в благодарственной молитве после какой-нибудь неожиданной удачи либо они взывают к нему, когда ничто другое не помогает...

Бейкер Дж. Саниды (бушмены)

Две причины лежат в основе выбора бушменов Южной Африки в качестве темы главы в этой книге [см. ссылку внизу]. Во-первых, они очень разные по физическим признакам, действительно, в некоторых отношениях удивительно отличающиеся — от европидов и австралидов, и таким образом демонстрируют особенно ясно, насколько это неправильно — полагать, что, кроме цвета кожи, существует совсем немного различий между расами. Во-вторых, бушмены являются хорошим примером влияния педоморфизма (глава 8) на развитие определенных этнических таксонов человека.

Карликовые шимпанзе Pan satyrus paniscus уже были описаны в качестве примера животных, которые в своей половозрелой форме напоминают во многих отношениях его юных ближайших родственников (...). Педоморфизм этого типа имел большое значение в эволюции человека, современный человек в целом демонстрирует явное доказательство того, что он является педоморфной формой, и некоторые человеческие этнические таксоны — бушмены в их числе — более педоморфны, чем другие...

Давидсон А.Б. Коса

КОСА, амокоса, - одна из крупнейших народностей языковой семьи банту. Европейские колонизаторы назвали коса презрительной кличкой «кафры» (от арабского Кафир - неверный). Основной район расселения - Капская провинция Южно-Африканской Республики, где 85% всего африканского населения составляют коса. Численность коса около 3 млн. чел. (1960). Язык коса - исикоса - относится к юго-восточной группе языковой семьи банту. Несмотря на деятельность многочисленных миссионеров значительная часть коса до сих пор придерживается своих традиционных верований (культ предков, культ сил природы).

Зулу (СИЭ, 1964)

ЗУЛУ, зулусы, амазулу, - народность, населяющая главным образом провинцию Наталь в ЮАР, где зулу составляют 93% всего африканского населения. Численность зулу около 2,5 млн. чел. (1959). Говорят на языке зулу, относящемся к юго-восточной группе языковой семьи банту. Несмотря на деятельность многочисленных христианских миссионеров, большинство зулу сохранило прежние верования (культ сил природы, культ предков). Консолидация племен, живших на территории современного Наталя, вокруг небольшого племени зулу, завершилась в период правления зулусских инкоси (правителей) Чаки (1816-1828) и Дингаана (1828-1840). Процесс объединения был ускорен угрозой англо-бурского завоевания. Смешение племен и проведенная в этот период замена родового деления военным привели к значительному разрушению старой племенной структуры и постепенному формированию народности зулу. Создание военной организации и сильной армии (несколько десятков тысяч воинов) дало возможность зулу вплоть до начала 20 века оказывать упорное вооруженное сопротивление англо-бурским завоевателям. Поражение, нанесенное силами буров армии Дингаана 16 декабря 1838 года, привело к аннексии южной части Наталя...

Готтентоты (СИЭ, 1963)

ГОТТЕНТОТЫ (самоназвание - койкойн) - народ в Африке. Готтентоты наряду с бушменами считаются древнейшим населением Южной Африки, которое было оттеснено на Юго-Запад африканского материка и в значительной мере истреблено в период заселения Южной Африки народами банту, а затем европейцами (17-19 века). Численность готтентотов около 44 тысяч человек (1959), из них около 43 тысяч живет в Юго-Западной Африке, а остальные в ЮАР. Языки - готтентотские. Готтентоты были кочевниками-скотоводами. Они значительно превосходили бушменов в общественном развитии, но до 19 века не продвинулись дальше родового уклада. Готтентоты делились на несколько независимых племен во главе с наследственными вождями. Колонизация Южной Африки (с 1652 года) привела к длительным войнам готтентотов с англо-голландскими поселенцами. Часть готтентотов была обращена в рабство и впоследствии смешалась с рабами-малайцами и с европейцами, образовав этническую группу так называемых «цветных», которые составляют большую часть населения Капской провинции ЮАР, а другая часть южных готтентотов бежала за реку Оранжевую. В 1904-1907 годы они вели войну с вторгшимися немецкими колонизаторами и потерпели поражение (см. Гереро и готтентотов восстание 1904-1907 годов). Было истреблено до 100 тысяч готтентотов. В настоящее время сохраняется всего несколько небольших племен готтентотов, живущих в резерватах и по-прежнему занимающихся скотоводством. Основная масса готтентотов работает на плантациях европейских фермеров и в городах, утратив все особенности быта и культуры. Большинство готтентотов - христиане.

Яблочков Л.Д. Бушмены

БУШМЕНЫ (ед. ч. - англ. bushman, голл. Bosjesman, букв.- лесной человек) - древнейшее коренное население Южной Африки. Живут в пустынях Калахари и Намиб, в окрестностях впадины Этоша-Пан в Юго-Западной Африке, в смежных районах Бечуаналенда, Анголы и Южно-Африканской Республики; незначительное число бушменов обитает в Танганьике - это подтверждает мнение, что некогда бушмены были расселены по всей Южной Африке. Из первоначальных мест обитания они были оттеснены переселением (с Севера) народов семьи банту и европейскими колонизаторами (с Юга); последние систематически истребляли бушменов. Численность бушменов - свыше 60 тысяч человек (1959). Бушменский язык делится на 4 основных диалекта. По языку и антропологическому типу бушмены вместе с готтентотами обычно объединяют в одну койсанскую группу народов (см. Расы). Бушмены ведут жизнь бродячих охотников и собирателей дикорастущих плодов. Кочуют небольшими, не связанными между собой родственными группами. Оружие бушменов - лук со стрелами и палица, одежда - кожаный фартук, жилище - временный навес из ветвей, скрытый в зарослях. Лишь отдельные бушмены перешли на оседлость или поступили работниками на фермы европейцев. Основой сложных религиозных представлений является анимизм. С анимистическими поверьями бушменов тесно связан богатейший фольклор. Бушмены известны как искусные мастера выразительных наскальных рисунков.

Бечуана

БЕЧУАНА, бечуаны, - народ Южной Африки. Живут в английском протекторате Бечуаналенд, в Южно-Африканской Республике и некоторых районах Южной Родезии. Общая численность - около 1 млн. чел. (1959). Говорят на языке сечуана, который относится к юго-восточной группе языков банту. В верованиях преобладает культ предков, встречаются значительные пережитки тотемизма. Около 23% бечуана протектората - христиане (1959). Предполагается, что к началу 14 века в верховьях реки Ваал обитала группа племен абангуни. Со временем часть племен зюй группы отошла в бассейн реки Усуто.

Потехин И.И. Басуто

БАСУТО - народность, населяющая Басутоленд и прилегающие к нему районы Южно-Африканской Республики. Численность - около 1,8 млн. чел. (1959). Язык басуто относится к юго-восточной группе языков банту. Традиционное занятия басуто - скотоводство и земледелие. Народность басуто сложилась в середине 19 века. В 1-й четверти 19 века племена басуто оказались под сильным воздействием событий, происходивших на территории Наталя в связи с походами Чаки и образованием зулусского государства. Многие племена зулусов (см. Зулу) расселялись на землях басуто. Сюда же направился поток переселенцев с Юга из районов Транскей. В 1824 году на территории басуто вторглись матабеле. К началу 30-х годы 19 века район Драконовых гор был заселен разноплеменной массой людей, говоривших на родственных языках банту; старое, племенное деление общества уступило место новому, территориальному делению. В это время в условиях угрозы англо-бурского вторжения вождь племени баквена Мошеш был признан верховным вождем басуто, чем было положено начало образованию государства Басутоленд. В 1868 году Англия установила протекторат над Басутолендом.

Потехин И.И. Бапеди

БАПЕДИ, педи, или северные басуто, - группа племен, населяющих восточные районы провинции Трансвааль Южно-Африканской Республики (ЮАР). Численность - свыше 1 млн. чел. (1959). Говорят на одном из диалектов языка сесуто. В середине 19 века территория расселения бапеди была захвачена бурскими колонистами. В 1876-1877 годы бапеди под руководством своего вождя Сикукуни пытались изгнать бурских колонистов, но потерпели поражение. Бапеди вместе с другими коренными народами ЮАР лишены лучших земель и живут главным образом в резервациях, незначительная часть бапеди работает на фермах буров, на шахтах и заводах. Вместе с другими африканскими народами ЮАР бапеди испытывают тяжелый гнет расовой дискриминации и борются за свои человеческие права в едином фронте порабощенных народов. В 1957-1958 годы бапеди оказали стойкое сопротивление проведению в жизнь реакционного закона "о властях банту".

Потехин И.И. Бапеди

БАПЕДИ, педи, или северные басуто, - группа племен, населяющих восточные районы провинции Трансвааль Южно-Африканской Республики (ЮАР). Численность - свыше 1 млн. чел. (1959). Говорят на одном из диалектов языка сесуто. В середине 19 века территория расселения бапеди была захвачена бурскими колонистами. В 1876-1877 годы бапеди под руководством своего вождя Сикукуни пытались изгнать бурских колонистов, но потерпели поражение.

Страницы

Подписка на RSS - ЮАР