Афганцы

Афганцы, пуштуны, народ в Афганистане и на северо-западе Пакистана.

В.М. Массон, В.А. Ромодин. Социально-экономическая история афганских племен в XVI—XVII веках

В истории афганцев в позднем средневековье до сих пор остается невыясненным вопрос о роли кочевого скотоводства и земледелия у различных племен. В современном Афганистане насчитывается примерно 2 миллиона кочевников-скотоводов, большинство из которых афганцы. Несомненно (и об этом свидетельствуют данные письменных источников), в средние века и в новое время в хозяйстве ряда афганских племен преобладало кочевое скотоводство. Однако мы располагаем и довольно многочисленными свидетельствами о распространении земледелия у афганцев в рассматриваемое время.

Прежде всего — это свидетельства Бабура. При описании своих походов он неоднократно упоминает о земледелии у различных афганских племен. О жителях Хаштнагара ему доложили, что у них много зерна; впоследствии обнаружилось, что зерна у афганцев этого района меньше, чем ожидалось, но у них есть засеянные поля. Об афридиях, находившихся с семьями и скотом в Бара, Бабуру сообщили, что у них посеяно много риса; это сообщение также оказалось сильно преувеличенным, но посевы риса у афридиев в этом районе были...

В.М. Массон, В.А. Ромодин. Расселение афганских племен в XVI—XVII веках

В персидских и индийских источниках, отражающих ход борьбы между Великими Моголами и Сефевидами за Кандагар, нередко упоминаются афганские племена, примыкавшие то к одной, то к другой стороне.

Сохранение в письменной традиции рассматриваемого времени значительно более подробных, чем раньше, сведений об афганцах объясняется прежде всего интересом к прошлому своего народа при дворах правителей династий Лоди и Сур в Индии. Интерес этот не ослабевал и в годы господства Великих Моголов. Именно этому обстоятельству мы обязаны появлением в Индии персоязычных сочинений, в которых были собраны и зафиксированы предания и генеалогии афганских племен или отдельных их групп. Дошедшие до нас в сочинениях XVI — XVII веков сведения позволяют составить значительно более полное представление об афганских племенах, нежели данные источников предыдущих столетий...

В.А. Ромодин. Пуштуны: историко-демографические данные

Приведенные ниже цифровые данные относятся к середине XX века. Главный письменный источник, к которому они восходят, — «География Афганистана» [5], опубликованная в Кабуле в 20-х годах XX века. Содержащиеся в этом источнике сведения о численности афганских племен были тщательно проверены, откорректированы и дополнены как по имеющимся в литературе данным [7 и др.], так и по этнографическим материалам, полученным ташкентским ученым А. В. Станишевским и другими этнографами в Средней Азии расспросным путем у знатоков быта и генеалогических преданий афганских племен (в частности, у жившего долгое время в Ташкенте Г. М. Рауфа) 1. Вычисленные таким образом сведения более полны по сравнению с другими подсчетами и оценочными данными, используемыми до последнего времени авторами книг об Афганистане 2. В следующей ниже таблице эти цифровые сведения приводятся с незначительными изменениями и поправками, сделанными на основе работы М. Г. Асланова [2] и справочников 1960 и 1964 гг. [8; 3], а также с учетом ранних сочинений и справочных изданий...

Происхождение афганцев (ИСЗАвСВ, 1970)

Основными территориями, на которых происходило формирование афганской народности, считаются Сулеймановы горы, Газни-Кандагарское и Кветто-Пишинское нагорья. В древности население этих территорий говорило на языках восточноиранской группы, к ней относится и современный афганский язык (пашто). Древний восточноиранский пласт надо считать основой, к которой восходят истоки этногенеза афганцев. В состав этой народности на ранних этапах вошли, по-видимому, бактрийцы и саки, а позднее, вероятно, и эфталиты.

Упоминания об афганцах и Афганистане встречаются в индийских и китайских источниках не позднее VI—VII вв. В арабских и персидских источниках первые несомненные известия об афганцах появляются в X—XI вв., где о них говорится как о жителях горных районов от Газны до Индии. Время, когда афганская народность окончательно сформировалась, еще трудно определить. Важным этапом этногенеза афганцев были XI—XII вв...

Асланов М.Г. Афганцы

АФГАНЦЫ (самоназвание - паштаны, ед. ч. пуштун, у вост. А. соответственно - пахтаны и пухтун) - нация, составляющая большинство населения Афганистана (7,2 млн. в 1959, из них ок. 2 млн. кочевников). Афганцы говорят на языке пушту (пашто), принадлежащем к восточно-иранским языкам и распадающемся на ряд племенных диалектов и говоров. Афганцы проживают главным образом в Южном Афганистане, составляя большинство населения вилаятов (провинций) - Кабульского, Кандагарского, Нанграхарского и Пактийского, и ала-хукуматов (областей) - Газнийского, Гиришкского, Урузганского и Фарахского; составляют около 30% населения Гератской пров. По религии большинство афганцы - мусульмане-сунниты, небольшое количество шиитов. Большая часть оседлых афганцев занимается земледелием, основанном на искусственном орошении (пшеница, ячмень, просо, рис, хлопок, плодоводство и др.). В южных и восточных районах Афганистана афганцы занимаются лесным промыслом. Афганцы-кочевники и полукочевники разводят овец, крупный рогатый скот, лошадей, верблюдов...

Некрасов В.М. Афганистан вчера, сегодня, завтра.

Кульминация афганского бозкаши

Логашова Б.-Р. Афганцы, пуштуны.

Афганцы, пуштуны (самоназвание на западе расселения — паштаны, ед. ч. пуштун, на Востоке — пахтаны, ед. ч. пухтун), народ в Афганистане (10 млн. человек) и на северо-западе Пакистана (19,5 млн. человек). Проживают также в Иране (1000 тысяч человек) и в Индии (10 тысяч человек); общая численность 30,55 млн. человек. Сохраняются многочисленные субэтнические группы (племенные объединения), крупнейшие из которых — дуррани и гильзаи, а также вазиры, хоттаки, афридии, шинвари, моманды, юсуфзаи, оракзаи, хугиани, сафи, какары и многие другие Говорят на афганском языке (пушту, или пашто) иранской группы индоевропейской семьи, который распадается на несколько диалектов, объединяющихся в две группы: северо-восточные и юго-западные Гильзаи, моманды, юсуфзаи и другие говорят на диалектах северо-восточной группы. Распространён также дари (фарси-кабули). Письменность на основе арабского алфавита. Верующие — мусульмане-сунниты (кроме группы дзадзи — шиитов).

Подписка на RSS - Афганцы