Балкарцы, таулула (самоназвание, "горец"), народ в России (78,3 тыс. человек), коренное население Кабардино-Балкарии (70,8 тыс. человек). Живут также в Казахстане (3,0 тыс. человек), Киргизии (2,1 тыс. человек). Общая численность 85,1 тыс. человек. Локальные группы: балкарцы (малкарцы, малкъарлыла), бизингиевцы (бызынгычыла), холамцы (холамлыла), чегемцы (чегемлиле), урусбиевцы, или баксанцы (бакъсанчыла). Язык карачаево-балкарский тюркской группы алтайской семьи. Письменность на основе русской графики (создана в 1924 на основе арабской графики). Верующие — мусульмане-сунниты.
В формировании балкарцев приняли участие, видимо, три основных этнических компонента: древнейший — кавказоязычное население, ираноязычные аланы, появившиеся в горной полосе Центрального Кавказа в IV—V вв., и тюркоязычные племена, возможно, кубанские болгары и, несомненно, кыпчаки, поселившиеся в XIII веке в горах Кавказа и частично ассимилировавшие аланов-осетин. Жители всех балкарских селений имели тесные связи с соседними народами: кабардинцами, сванами, карачаевцами, грузинами-рачинцами. В середине XVII века установились непосредственные связи русских с Балкарией (в русских источниках — Балкары, Балхарские кабаки), через которую пролегал один из посольских путей в Западную Грузию.
В первой трети XIX века балкарские общества вошли в состав Российской империи. В 60—70-х гг. XIX века в процессе проведения крестьянских реформ часть безземельных балкарцев была поселена на равнине. Несмотря на миграции, и в конце XIX века часть балкарцев страдала от малоземелья; в начале XX века избыточное население в горах Балкарии составляло 67%. В 1922 была образована Кабардино-Балкарская автономная область, в 1936 преобразованная в АССР. В 1944 балкарцы были насильственно депортированы в районы Средней Азии и Казахстана. В 1957 Кабардино-Балкарская АССР была восстановлена и балкарцы вернулись на родину. В 1991 провозглашена Кабардино-Балкарская Республика.
Ведущая отрасль традиционного хозяйства — отгонное скотоводство (овцы, а также крупный рогатый скот, козы, лошади, до конца XVIII века — свиньи). Занимались также горным террасным пашенным земледелием (ячмень, пшеница, овёс, с конца XIX века — картофель, огородные). Домашние промыслы и ремёсла — выделка войлоков, бурок, сукон, обработка кожи и дерева, солеварение, добыча серы и свинца, изготовление пороха и пуль. Большое значение имели пчеловодство, охота. В пореформенное время начала развиваться молочная промышленность.
Традиционные поселения — крупные многофамильные, располагались уступами по склонам гор, в основном скученной планировки (встречались также свободной планировки, замкового типа); в целях обороны возводили башни (къала). На равнине селения многодворные, с уличной планировкой, с усадьбами.
Традиционные жилища в горных селениях из необработанного камня, одноэтажные, прямоугольные, в Баксанском и Чегемском ущельях также деревянные срубные с земляными крышами, на равнине — турлучные. Почти до конца XIX века жилище было однокамерным (с мужской и женской половинами), жилая часть сочеталась с хозяйственными помещениями. Дома в 2—3 комнаты с гостевым помещением (кунацкой) появляются у состоятельных семей в пореформенное время. В XX веке распространились двухэтажные многокомнатные дома с деревянными полами и потолками, вместо сакрального открытого очага — пристенный камин, русская печь.
Традиционная одежда северокавказского типа: у мужчин — нательная рубаха, штаны, овчинные рубахи, бешмет, черкеска с газырями, подпоясанная узким ременным поясом, на котором висело оружие; шубы, бурки, папахи, башлыки, шляпы из войлока, обувь кожаная, войлочная, из сафьяна, ноговицы. Женщины носили туникообразные рубахи, широкие штаны, кафтанчик, длинное распашное платье, пояс, овчинные шубы, шали, платки, шарфы, шапочки, разнообразные украшения. Праздничное платье украшали галуном, золотым или серебряным шитьём, позументом, узорной тесьмой.
В основе традиционного питания — молочная пища, мясо ели преимущественно в праздники и в торжественных случаях. Много блюд готовили из ячменя, в том числе пиво, кукурузы, хлеб и пироги пекли также из пшеничной муки. Широко употреблялся мёд.
Балкария включала несколько сельских обществ. Велика была роль народного собрания (тёре), патронимической организации. Правители назывались таубии, свободные общинники — каракиши, зависимые крестьяне — чагары, известно домашнее рабство военнопленных (къул). Семья преимущественно малая, браки экзогамны. Обязательно соблюдались сословные ограничения. В семейной жизни характерны патриархальные традиции, различные запреты-избегания. Были распространены обычаи кровной мести, побратимства, куначества, аталычества, гостеприимства и т. д.
Процесс исламизации балкарцев начался до XVII века, однако ещё в XIX веке их верования представляли собой сложный синтез христианства, ислама и дохристианских традиций. Сохранялась вера в магию, священные деревья, камни, божеств-покровителей. Характерны календарные и другие праздники, военизированные спортивные игры. Разнообразен фольклор — нартский эпос, обрядовые, трудовые, героические и другие песни, благопожелания (алгъыш) и пр.
Н. Г. Волкова, Я. С. Смирнова
Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 75-76.