НГАНАСАНЫ — самодийский народ в Сибири. Нганасаны населяют восток Таймырского муниципального района Красноярского края и территорию, подчиненную административно городу Дудинка. Являются самым северным народом Евразии. Общая численность около 900 человек (2002). Этноним нганасаны встречается в трудах Гумилёва. Историк пишет: «Еще Кастрен высказал предположение, что нганасаны — ближайшие родственники древних саянских угров, ныне полностью отюреченных. Будучи оттеснены на Крайний Север, нганасаны сохранили древний культ, несмотря на то что и они подвергались влиянию шаманской демоналатрии. Они дважды в год приносили жертву солнцу-свету: осенью, перед началом полярной ночи, и в конце января, когда первые отблески солнца показывались на вершинах гор. Разумеется, обрядовая сторона культа весьма отлична от описанной выше, так как праздник «чистого чума» проводит шаман; сказалось то обстоятельство, что нганасаны не менее полутора тысяч лет прожили в новой обстановке, с новыми соседями и, главное, на новой территории, а как мы увидим ниже, территория в изучаемом культе играла первостепенную роль. Но, несмотря на внешние различия, мы можем с уверенностью констатировать, что объект поклонения у тюркютского народа, минусинских отюреченных угров и нганасанов один и тот же — солнечный свет. Основываясь на этом, мы имеем право обратиться к рассмотрению тео-космических представлений нганасанов как ближайших к интересующим нас тюркютам. Доктрина нганасанской религии — плюралистический анимизм: все доброе, т. е. благожелательное людям, обозначается термином nuo; этим же термином обозначается видимое небо, не имеющее определенного образа, но весьма почитаемое (сравните тюркское Тэнгри). Создатель вселенной — Nulata nuo (сравните вышеупомянутый «Дух неба»); работник его Кои (солнце) руководит созданным миром; лучи солнца — нити, посредством которых духи растений сообщаются с солнцем» («Древние Тюрки», 90).
Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков, сост. Т.К. Шанбай, — М., 2013, с. 430.