Нганасаны

Нганасаны, ня (самоназвание — "человек"), в дореволюционной литературе — авамские самоеды, вадеевские самоеды, самоеды аси, самоеды-тавгийцы, народ в России.

Нганасаны

НГАНАСАНЫ — самодийский народ в Сибири. Нганасаны населяют восток Таймырского муниципального района Красноярского края и территорию, подчиненную административно городу Дудинка. Являются самым северным народом Евразии. Общая численность около 900 человек (2002). Этноним нганасаны встречается в трудах Гумилёва. Историк пишет: «Еще Кастрен высказал предположение, что нганасаны — ближайшие родственники древних саянских угров, ныне полностью отюреченных. Будучи оттеснены на Крайний Север, нганасаны сохранили древний культ, несмотря на то что и они подвергались влиянию шаманской демоналатрии. Они дважды в год приносили жертву солнцу-свету: осенью, перед началом полярной ночи, и в конце января, когда первые отблески солнца показывались на вершинах гор. Разумеется, обрядовая сторона культа весьма отлична от описанной выше, так как праздник «чистого чума» проводит шаман; сказалось то обстоятельство, что нганасаны не менее полутора тысяч лет прожили в новой обстановке, с новыми соседями и, главное, на новой территории, а как мы увидим ниже, территория в изучаемом культе играла первостепенную роль...

Нганасаны (СИЭ, 1967)

НГАНАСАНЫ (самоназвание - ня, прежние названия - тавгийцы, самоеды-тавгийцы) - народность, живущая в Таймырском (Долгано-Ненецком) национальном округе Красноярского края РСФСР. Численность 748 человек (1959). Язык нганасанов относится к самодийской группе. Нганасаны сложились в результате ассимиляции пришлыми самодийскоязычными племенами древнего аборигенного населения Таймыра. По религии нганасаны были анимистами. Нганасаны объединены в колхозы; занимаются оленеводством, охотой и рыболовством.

Соколова З.П. Верования нганасан

Нганасаны живут в Таймырском автономном округе; их численность — 1278 человек. Основа верований нганасан — одухотворение природы, ранние формы анимизма, культ камней, деревьев. Имеется пантеон матерей природы: Моу-нямы (Земля-мать), Коу-нямы (Солнце-мать), Кичеда-нямы (Луна-мать), Биды-нямы (Вода-мать), Туй-нямы (Огонь-мать). В жертву им приносили оленей и собак. Моу-нямы (Мать-земля) почиталась как устроительница земли и вселенной, состоящей из трех озер — земли, неба и подземной страны Бодырба-мой.

Васильев В. И. Нганасаны.

Нганасаны, ня (самоназвание — "человек"), в дореволюционной литературе — авамские самоеды, вадеевские самоеды, самоеды аси, самоеды-тавгийцы, народ в России, живущий в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе Красноярского края Российской Федерации. Расселены двумя группами: в Хатангском районе (вадеевские нганасаны) и на территории Дудинского горсовета (авамские нганасаны). Общая численность 1278 человек. Родственные народы: ненцы, энцы, селькупы. Говорят на нганасанском (тавгийском) языке самодийской группы уральской семьи; имеет авамский и вадеевский диалекты.

Шеломова Татьяна. Нганасаны: основные сведения.

Окраинное расположение этнической территории нганасан, по отношение к другим самодийским народам, оказало влияние на их этногенез и этническую историю. Полуостров Таймыр, судя по данным археологии, начал осваиваться человеком еще в эпоху мезолита (V тыс. до н.э.) с востока, из Приленья. Культурные связи с этой территорией сохраняются и в более поздние исторические периоды. Западносибирское влияние на древнее население Таймыра начинает фиксироваться в 111 тыс. до н.э. Таким образом, Таймыр был территорией, на которой происходило взаимодействие западно- и восточносибирских культур, предшествующее появлении здесь самодийцев...

Подписка на RSS - Нганасаны