Нганасаны, ня (самоназвание — "человек"), в дореволюционной литературе — авамские самоеды, вадеевские самоеды, самоеды аси, самоеды-тавгийцы, народ в России, живущий в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе Красноярского края Российской Федерации. Расселены двумя группами: в Хатангском районе (вадеевские нганасаны) и на территории Дудинского горсовета (авамские нганасаны). Общая численность 1278 человек. Родственные народы: ненцы, энцы, селькупы. Говорят на нганасанском (тавгийском) языке самодийской группы уральской семьи; имеет авамский и вадеевский диалекты. Распространён также русский язык.
Нганасаны сформировались в 1-м тысячелетии нашей эры в процессе продвижения на Таймыр самодийских этнических компонентов, ассимилировавших аборигенов — охотников на дикого северного оленя. Позднее в состав нганасанов вошли отдельные группы эвенков и долган.
Основное традиционное занятие — охота на дикого оленя (с помощью загонов и на речных переправах), водоплавающую дичь (главным образом гуся), в меньшей степени — пушная охота и рыболовство по открытой воде. Со второй половины XIX века стало интенсивно развиваться домашнее оленеводство.
В настоящее время основные занятия нганасанов — сезонный отстрел дикого оленя, пушная охота.
Нганасаны вели кочевой образ жизни. Основное жилище — чум, близкий по конструкции ненецкому.
Нижнюю одежду шили из ровдуги, верхнюю зимнюю (парка) — из оленьих шкур, глухого покроя с капюшоном для мужчин и распашную с капорообразной шапкой для женщин. Обувь из оленьих камусов с меховыми чулками не имела подъёма.
Пища — оленье мясо и рыба.
Делились на несколько родов. Счёт родства билатеральный.
Традиционные верования — анимизм, промысловый культ, шаманизм и др., характерен культ матерей природы.
В. И. Васильев
Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 368-369.