Гаошань (китайские "горцы"), собирательное название группы народов в Китае, живущих на островах Тайвань и Ланьюй (Хунтоуюй): ами, или амэй, атайял, бунун, пайван, сайсет, цоу и др. Численность 340 тыс. человек. Говорят на гаошаньских языках тайваньской группы австронезийской семьи. Гаошань придерживаются традиционных верований.
Наиболее вероятно, что гаошань — потомки древнего австронезийского населения Юго-Восточного Китая. В конце III века до нашей эры они были оттеснены китайскими переселенцами из западной части острова Тайвань в горные районы.
Традиционное занятие женщин — ручное подсечно-огневое, поливное, террасное земледелие (рис, батат, таро, просо, овощи, табак), мужчин — охота, обычно коллективная, с копьями, луком и ловушками (главным образом на оленей), а также рыболовство. Ремёсла — ткацкое, гончарное, обработка дерева, бамбука и т. п.
Общественные отношения гаошань архаичны. Общины, коллективно владеющие землёй (с регулярными переделами) и охотничьими угодьями, состояли из родственных групп (от 20—30 до 200 человек). Во главе общины выборные старейшины. Семья моногамная, с сохранением родовых пережитков. Для признания совершеннолетним и способным вступить в брак юноша должен был отработать 2—3 года в семье невесты, а затем похитить её (у пайван) или отличиться на охоте (у атайял и ами). До конца XIX века у гаошань бытовали кровная месть и охота за головами.
Традиционное жилище разнообразно: у атайял — полуземлянки, выкопанные по склонам гор, у пайван — пещера с навесом перед входом или бамбуковая постройка с двускатной крышей, подобная китайским.
Традиционная одежда из шкур, пеньки и хлопчатобумажной ткани. Мужчины носят короткую куртку и набедренную повязку, женщины — юбку, нагрудник и большую накидку, в которой матери носят своих детей на спине, а девушки употребляют как индийское сари. До недавнего времени у совершеннолетних юношей и замужних женщин была распространена татуировка.
Основная пища — рис.
Традиционные верования — анимизм, культ предков. Развит фольклор, в котором прослеживаются связи с индонезийскими и океанийскими мифами.
М. В. Крюков
Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 132.