Расселение индоариев и местные культуры

Данные ведийских текстов и материалы археологии позволяют в общих чертах проследить продвижение индоарииских племен на восток и освоение ими областей Гангской долины. Это был продолжительный процесс, занявший несколько столетий. В тот период происходили военные столкновения с местными племенами, между собой враждовали и индоарийские племена.

Судя по гимнам «Ригведы», можно установить район обитания древних индоарийских племен. Главной и священной рекой считалась Сарасвати, наряду с которой были известны Инд (Синдху), Гумал и некоторые реки Пенджаба. Название реки Ганг встречается в «Ригведе» лишь один раз (в ее поздней, десятой части — мандале). Интересны данные о географических познаниях ригведийских племен: им хорошо были известны Гималаи, но, очевидно, они еще не знали о горах Виндхья, так как в гимнах о них не упоминается. В более поздних ведийских сборниках уже многократно говорится о различных областях Восточной Индии.

Продвижение по местам, покрытым густыми лесами, было далеко не легким предприятием. Индоариям приходилось расчищать лесные массивы, часто прибегать к естественному в то время выжиганию лесов. Интересная легенда сохранилась в «Шатапатха-брахмане». В ней повествуется о боге огня Агни, выжигающем земли между р. Сарасвати и р. Саданира (очевидно, река Гандак, в Западном Бихаре), и правителе по имени Видегха- Мадхава, который двигался па восток вместе со спасительным огнем. Согласно легенде, правителю и его подданным удалось занять пригодные для обитания земли даже к востоку от реки Саданира. Этот ведийский рассказ намечает возможное направление движения индоариев и позволяет рассматривать район Видехи (северная часть современного Бихара) как восточную границу расселения ведийских племен в эпоху брахман.

Конечно, расселение индоариев в разных районах проходило неодинаково, по-разному протекало и их взаимодействие с местными племенами. Судя по лингвистическим и археологическим материалам, в Пенджабе индоарии вступали во взаимодействие преимущественно с дравидийскими племенами. Поскольку в ряде районов еще сохранялись определенные традиции очень высокой в прошлом культуры, индоарии вступали в тесный контакт с местным населением. В некоторых областях Восточного Пенджаба арии, не встретив серьезного сопротивления местных племен, быстро продвинулись на юг и восток, заселяя новые территории. Это отразилось и на языке ведийских племен. Лингвистический анализ «Ригведы» и других ведийских сборников — самхит показал, что дравидийские языки оказали заметное влияние на индоарийские, хотя их взаимодействие было недолгим.

По-другому сложилось взаимодействие индоариев с мундскими племенами — населением восточных районов страны. Ассимиляция в долине Ганга проходила не так интенсивно: ведийские племена уже стояли на более высокой стадии развития, были более «индианизированы» (близко познакомились с традициями и культурой местных индийских народов и восприняли ее). Многие мундские племена были оттеснены ведийскими племенами в лесные районы, и контакты индоариев с ними хотя и не были тесными, но довольно продолжительными. Поэтому влияние мундских языков (мундского субстрата) менее отчетливо выражено в ведийском санскрите.

Сходная картина вырисовывается и из данных археологии. В некоторых поселениях «серая расписная керамика», которую многие ученые связывают с ведийскими племенами, залегает над слоем с черно-красной керамикой, характерной для энеолитической культуры племен Центральной и Западной Индии (по-видимому, дравидоязычных). Новые раскопки в Пенджабе и Хариане, как уже отмечалось, выявили непосредственное взаимодействие культуры «серой расписной керамики» с позднехараппской культурой, создатели которой, очевидно, принадлежали к дравидоязычным племенам. На ряде других поселений культура «серой расписной керамики» наследует культуру «медных кладов», принадлежащую, по всей вероятности, древнемундским племенам Восточной Индии. В то же время археологи вскрыли значительное число поселений, где не прослеживается связь культуры «серой расписной керамики» с предшествующими культурами.

В тех районах, где индоарийские племена застали традиции некогда высокой культуры, процесс развития самих ариев протекал интенсивнее, быстрее шла и ассимиляция с местными племенами, и движение ариев далее на восток.

Процесс рассоления индоариев по Северной Индии (несколько позднее они стали проникать и в более южные районы) сопровождался развитием социальной и политической организации самих ведийских племен. Это получило отражение в ведийских текстах. Особый интерес представляет сопоставление данных ранневедийскнх самхит с данными сочинений поздневедийской эпохи. Попятно, что изменение социальной структуры ведийского общества оказывало непосредственное воздействие на характер взаимодействия индоариев с местными племенами.

Интересные данные о взаимоотношениях индоариев с местными доарийскими племенами дает лингвистика. Уже в «Ригведе» встречается несколько слов, имеющих дравидийскую и мундскую этимологию, затем в более поздних ведийских текстах число «неарийских» слов увеличивается. Судя по этим заимствованиям, наиболее тесные контакты осуществлялись в сфере материального производства (земледельческая терминология, названия сельскохозяйственных орудий и т. д.). В санскрит также попадали «неарийские» слова, связанные с обозначением местной фауны и флоры. Лингвистические материалы говорят и о влиянии религиозных представлений местных племен на индоариев.

Постепенно создавалась новая культура, которая вобрала в себя достижения индоарийских и местных племен и стала общей для значительной части населения Северной и Восточной Индии. Эту культуру неправомерно рассматривать как пришлую, индо-арийскую, очень условно можно говорить о ней и как о культуре ведийских племен эпохи «Ригведы». Это была уже собственно индийская культура первого тысячелетия до нашей эры.

Материалы археологии ясно показывают, что на смену культуре «серой расписной керамики» приходит культура «северной черной лощеной керамики», которая относится в основном ко второй половине первого тысячелетия до нашей эры (VI — II века до н. э.). Последняя широко использовала традиции предшествующего периода, но являлась культурой не ведийских индоариев, а индийских племен Северной Индии: поселения с этой культурой протянулись от Пенджаба до низовьев Ганга. К середине первого тысячелетия до нашей эры завершается освоение основных районов Гангской долины, процесс расселения индоариев по Северной Индии. Этим временем можно датировать окончание собственно ведийского периода и начало следующего, магадхско-маурийского.

Цитируется по изд.: К.А. Антонова, Г.М. Бонгард-Левин, Г.Г. Котовский. История Индии. Издание второе исправленное и дополненное. М., 1979, с. 31-33.

Страны: 
Этнос: