Основными занятиями населения ведийской эпохи были земледелие и скотоводство. Развитию земледелия, переходу населения к оседлому земледельческому образу жизни способствовало появление железа, его применение в различных отраслях производственной деятельности. Судя по раскопкам, железо в небольшом количестве было известно в Северной Индии в X веке до н. э., но широкое распространение оно получило позднее (по мнению ученых, в среднегангской долине это имело место в VII веке до н. э.). Трудно с уверенностью утверждать, что создатели «Ригведы» уже были знакомы с железом, среди исследователей еще идут споры о терминологическом определении железа в это время (возможно, это был термин «айяс»). Уже в более поздних ведийских текстах употребляется термин «шьяма» или «шьямас» («черный айяс»).
С помощью железных орудий стало легче осваивать лесные районы Гангской долины, обрабатывать почву, создавать в необходимых случаях искусственное орошение. Железо способствовало также и развитию ремесла. Поля обрабатывали с помощью деревянного плуга и мотыги, при сборе урожая применяли серпы. Вскоре вместо деревянного появляется плуг с железной вкладкой, что открыло совершенно новые возможности для обработки каменистых почв. Ведийские тексты перечисляют различные виды земледельческих работ, в том числе такие, как пахота, посев, сбор урожая, обмолот зерна. Уже в «Ригведе» имеются свидетельства о «запертых» водах и водочерпальных колесах, которые могли использоваться для орошения полей. В ведийских самхитах упоминается и о специальных каналах для ирригации.
Населению ведийской эпохи были известны многие злаки, в том числе ячмень, рис, пшеница, бобовые (при раскопках поселений культуры «серой расписной керамики» археологи обнаружили зерна риса и пшеницы). Рисоводство явилось результатом широкого освоения долины Ганга. По мнению ряда ученых, рис не был известен индоариям до их прихода в Индию и искусство его выращивания они заимствовали у местных племен.
Наряду с земледелием большую роль в жизни ведийских племен играло скотоводство. В ведийских текстах неоднократно говорится, что владение скотом составляет главное богатство человека. Авторы гимнов постоянно обращаются к богам с просьбой наделить людей коровами; война воспринималась как стремление получить коров. Захват скота, очевидно, являлся основной причиной столкновения между ведийскими племенами. Показательно, что термин «агхнья» (т. е. «тот, кто не должен быть убит») часто применяется для обозначения коровы, свидетельствуя, вероятно, уже и о некотором освящении этого животного. Специальные церемонии имели целью защитить скот и урожаи от различных бедствий. При раскопках Хастинапура в слое культуры «серой расписной керамики» были обнаружены кости быков, коз, овец, свиней, лошадей.
Средствами передвижения населения являлись повозки, запряженные волами, и колесницы, запряженные лошадьми.
Ведийские племена жили в небольших укрепленных поселениях, которые, как показывают археологические раскопки в долине Ганга, мало чем напоминали крупные города Хараппской цивилизации. Очевидно, города — «пуры», о которых упоминают еще гимны «Ригведы», представляли собой скорее сельские центры, состоящие из небольших деревянных, глинобитных и каменных построек и укрепленные земляными валами. Такие укрепления были, вероятно, весьма нейронными: ведь недаром в гимнах часто упоминается о захвате и разрушении этих «пур». Раскопки индийских ученых в Каушамби показали, что некоторые навыки в строительстве, традиции хараппских городов могли быть известны ведийским племенам Восточной Индии, но они не оказали решающего воздействия на их строительное искусство. (В последнее время некоторые индийские археологи, например А. Гхош, отрицают знакомство ведийских племен со строительством периода Хараппской цивилизации, датируя укрепления в Каушамби более поздним временем. Однако навыки монументальной архитектуры индоарии, очевидно, заимствовали у местного населения.)
Судя но раскопкам, рост городов в долине Ганга сопровождался развитием ремесел. В текстах упоминаются различные ремесленники — кузнецы, ткачи, плотники, ювелиры, оружейники и т. д. Наиболее почитаемым было искусство плотников и кузнецов, которые изготовляли земледельческие орудия, военное оружие, строили жилища. В это время развивается как внутренняя торговля между отдельными племенами, так и внешняя. Возможно, последняя осуществлялась морем. В гимнах говорится, например, о судах в океане, имевших сто весел, а также о сокровищах океана, хотя, насколько эти свидетельства соответствовали действительности, сказать трудно. Не исключено, что суда применялись и для передвижения по рекам. Постепенно складываются особые группы профессиональных торговцев.
Цитируется по изд.: К.А. Антонова, Г.М. Бонгард-Левин, Г.Г. Котовский. История Индии. Издание второе исправленное и дополненное. М., 1979, с. 33-35.