Вечерина О.П. Дравиды

Дравиды (от санскр. dravida) — общность людей, говорящих на одном из дравидийских языков. Эта языковая семья сформировалась на территории Южной Азии и насчитывает не менее 27 языков. Дравиды плотно заселяют юг Индии, но их анклавы есть в центральной части субконтинента и даже на севере в Белуджистане (брагуи). Основная область распространения — 4 южных штата Индии (243 миллиона человек на 2011 год) — Андхра-Прадеш (свыше 84 миллионов говорящих на телугу, крупнейшем дравидийском языке мира); Тамилнад (свыше 70 миллионов тамилов); Керала (свыше 34 миллионов малаяли); Карнатака (свыше 43 миллионов говорящих на каннада). Дравидийские диаспоры имеются на севере Шри-Ланки (около 10 миллионов тамилов), в Центральном и Восточном Пакистане, в Южном Афганистане, Западном Иране. Большие общины дравидов живут в Сингапуре, странах Юго-Восточной Азии, Объединенных Арабских Эмиратах и Саудовской Аравии, а также в Соединенных Штатах Америки, Великобритании, Австралии и Канаде. Письменность и литературная традиция есть только на тамильском, малаялам, каннада и телугу языках, остальные дравидские языки бесписьменны. Очень велика разница в цивилизационном развитии между различными дравидийскими этносами. Если Тамилнад и Карнатака являются одними из наиболее быстро растущих региональных экономик с упором на высокотехнологичные отрасли, а Керала занимает 1-е место в Индии по HDI (Индексу человеческого развития), то ряд дравидийских племен и народностей занимаются охотой и собирательством.

Антропологически дравиды представляют собой смешение средиземноморской и веддоидной рас и внешне значительно отличаются от других индийских народов (прежде всего более темной кожей). Вопрос об их прародине окончательно не решен. Миграция дравидов на юг Индийского субконтинента (предположительно, с запада или северо-запада) происходила волнами. Существует гипотеза, что результатом одной из таких волн стало возникновение так называемой протоиндийской цивилизации (XXXV—XVIII века до н. э.). Множество артефактов свидетельствуют о близости протоиндийской культуры культуре дравидов. Предполагают, что представители протоиндийской цивилизации задолго до прихода в Индию ариев стали переселяться в разные части Индийского субконтинента. В процессе многовековой миграции они смешивались с другими, как арийскими, так и автохтонными этносами. В результате этого многовекового процесса произошло образование дравидийского этноса и дравидийской языковой семьи. Первые дравидийские государства Юга — Чера (запад полуострова Индостан), Чола (восток полуострова и дельта реки Кавери) и Пандья (крайний юг полуострова). Первые упоминания о них датируются IV—III веками до н. э. (комментарий Катьяяны на грамматику Панини, эдикты Ашоки). Дравиды вели активную торговлю с Древним Римом, поставляя пряности, драгоценности, слоновую кость. В этот период создается классическая литература на древнем тамильском языке (так называемая литература санги, III век до н. э. — III век н. э.). Первые надписи на каннада датируются 450 годом. Первые надписи на телугу — VI век (575). Первые памятники письменности на малаялам относятся к 830 году. Своего экономического, военного и культурного расцвета дравидийская цивилизация достигла в период империи Чола (848—1279). Последним государством, объединившим дравидийский юг Индии, стала индуистская империя Виджаянагар (1336— 1646).

Первые образцы письменности на дравидийских языках сохранились в тамильской эпиграфике III—II веков до н. э. Тамилы претендуют на ведущую роль в формировании не только дравидийской, но и общеиндийской культуры, привнеся в нее выдающиеся достижения в области литературы, скульптуры, зодчества, танца и музыки. Ранняя религия дравидов также представлена древнейшими тамильскими богами: богиней-матерью Коттравей и ее сыном Муруганом. Поклонение им и другим местным богам носило экстатический характер. Отчетливо выявлен культ женского начала, воплощенный в многочисленных дравидийских богинях. Позднее автохтонные дравидийские божества были инкорпорированы в канон индуизма, но сохранили свою самобытность. Подчеркнуто эмоциональный характер религии дравидов способствовал формированию движения бхакти. Очень велика роль тамильской поэтической традиции шайва- и вайшнава-бхакти (VI— XII века) в развитии средневекового индуизма, его канона, литературы, архитектуры и искусства. Во многом на их базе сформировались философско-богословские доктрины шайва-сиддханта и вишишта-адвайта (XII—XIV века), на много веков определившие парадигму развития интеллектуальной истории Индии. Индуизм является доминирующей религией дравидов, но заметное их число исповедуют ислам и различные толки христианства. В настоящее время развитие получили националистические движения, противопоставляющие дравидов арийскому населению Индии и провозглашающие их более древний, автохтонный историко-культурный статус.

О. П. Вечерина.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 6. М., 2018, с. 131-132.

Литература:

Языки мира. Дравидийские языки. М., 2013;

Nilakanta Sastri К. A. A History of South India from Prehistoric Times to the Fall of Vijayanagar. Delhi, 1975.

Алаев Л. Б. Южная Индия. Общинно-политический строй VI—XIII веков. М., 2011.

Страны: 
Этнос: