Из упомянутого в «Повести временных лет» выражения «Черемиси свой язык» можно понять, что мари в XI веке имели единый язык и общие черты культуры [Повесть, 1950. С. 13]. Формирование этно-графических групп горных и луговых мари про-ходило в XI-XVI веках, главным образом, под влиянием сегментации отдаленно живущих, разъединенных рекой Волгой, территориальных групп и влияния соседних народов. Марийские этнографические группы сложились на основной этнической территории, независимо от меняющихся социально-политических условий, поддерживали между собой хозяйственно-экономические и культурные связи, принимали участие в развитии общих этнокультурных традиций и продолжают способствовать этнической консолидации.
Марийцев горными и луговыми назвали русские соседи, желая подчеркнуть особенности рельефа местности, в которой обитал народ. В «Казанском летописце» середины XVI века отмечалось: «Две бо черемисы бе в Казанской области, а языка их три... едина убо черемиса об сю страну Волги сидит, промеж великих гор, по удолиям, и та словет горная; другая же черемиса об ону страну Волги живет, и та ся наричет луговая, низоты ради и равности земли тоя... [Казанская история, 1954. С. 86]. Летописец, упоминая о двух черемисах, имел в виду горных (горных мари и чувашей) и луговых (луговых мари и удмуртов). Далее он подчеркивал, что в состав черемисов входили «три языка» (народа): мари, чуваши и удмурты. Таким образом, можно констатировать, что в середине XVI века при выделении луговых и горных черемис обращалось внимание на их соседство с чувашами (горные мари) и удмуртами (луговые мари) [Айплатов, 1967. С.' 141].
Из сообщения летописца видно, что часть луговых мари не занималась земледелием, жила лишь лесными промыслами. «В тоже стране луговой есть черемиса кокшаская и ветлужская, живет в пустынях лесных...». В народе их называли «кожла мари» (лесные мари).
Луговые марийцы освоили левый берег Волги Ветлужско-Вятского междуречья во второй половине I - начале II тысячелетия н. э. [Смирнов, 1889. С. 10; Казанцев, 1985. С. 93; Никитина, 2002. С. 198]. Это самая многочисленная этнографическая группа. В 2002 году их насчитывалось около 400 тысяч человек. Большинство из них проживает в Республике Марий Эл (294,3 тысячи человек), Кировской области (около 20 тысяч человек) [Итоги, 2002]. Формирование этой этнографической группы произошло в зоне компактного расселения мари, преимущественно в междуречье Б.Кокшаги и Вятки. Ее основу со-ставили территориальные земляческие союзы, идентифицирующие себя по названию рек (сорамари, пижманмари, яранмари, ошламари, как- шамари, мананмари, лумари, ономари, шудомари, нольомари, лажмари и др.) [Смирнов, 1889. С. 17; Козлова, 1978. С. 111].
В структуре этнографической группы выделяются три подгруппы, отличающиеся по жен-скому головному убору: «сорокан мари», «шымакшан мари», «шарпан-нашмакан мари». О существовании трех этнографических подгрупп можно судить по административно-тер-риториальному делению, сложившемуся в XIV- XV вв. в условиях Золотой Орды и Казанского ханства. Луговые марийцы с учетом устоявшихся хозяйственных связей, культурно-бытовых особенностей оказались в составе трех административно-фискальных территориальных образований (даруг): Галицкой, Алатской и Арской. Каждая из них делилась на сотни - волости, в пределах которых существовали свои территориальные микрогруппы.
Галицкая даруга объединяла кокшайско-приволжских и оршанско-медведевских (царевокок- шайских) марийцев, говорящих на волжском, йошкар-олинском говорах и моркинском подговоре [Козлова, 1978. С. 257-258]. С учетом ис-тории выделения Галицкой даруги можно пред-положить, что формирование кокшайско-приволжской подгруппы завершилось в XIV-XV веках. Проживая в малодоступной, лесистой местности, марийцы этой подгруппы сохранили многие архаические черты древнемарийской культуры. В то же время их культура обогатилась некоторыми элементами традиций булгаро-чуваш и татар. Отличительной особенностью этой подгруппы считалось наличие мягкого полотенчатого женского головного убора (шар-пан) с начелышем (нашмак). Поэтому их окружающие марийцы называют «шарпан-нашмакан марий». Марийцы этой подгруппы долгое время находились в составе Чебоксарского, Царевокок- шайского, Казанского уездов Казанской губернии. По этой причине у них сформировались локальные подгруппы. Марийцы бывшего Чебоксарского уезда (ныне Звениговский район), на-пример, себя называют «чак марий» (ближние мари). Марийцы нынешнего Волжского района различали себя от звениговских, моркинских мари, однако до 1970-х годов не имели единого самоназвания. В настоящее время они себя называют «волжские мари».
Центральную часть Царевококшайского уезда занимала подгруппа, известная под названием «сорокан марий» (марийцы с женским головным убором «сорока»). У них зафиксирован эндоэтноним «царамарий» (по имени легендар-ного предводителя Сар, пришедшего вместе с соплеменниками с верховьев Волги или Суры) [Казанцев, 1985. С. 9]. По языку они являются носителями йошкар-олинского говора, имеющего ряд сходных черт с яранским диалектом северо-западного наречия марийского языка. В хозяйственно-экономическом плане тяготели к кокшайско-приволжским марийцам. Большое влияние на культуру и быт царевококшайских мари оказали традиции русских крестьян.
В состав Алатской даруги входили марийцы, проживавшие на территории современных северо-восточных, а также частично Советского и Моркинского районов республики, Пижанского, Сердежского, Уржумского районов Кировской области (моркинско-уржумский этнографический район, моркинско-сернурский и уржумский диалекты). Е. И. Коведяева этот район назвала «уржумско-вятским», включив сюда мари Уржумского, Нолинского, Котельнического, Малмыжского, Елабужского и Сарапуль- ского уездов [Коведяева, 1987. С. 22-23]. При этом автор считает, что малмыжский диалект по морфологическим особенностям языка может быть отнесен к диалектам восточного наречия [Коведяева, 1987. С. 26]. Впервые такую точку зрения высказал Н.И.Ильминский [См.: Иванов, 1975. С. 30]. Большинство языковедов елабужских и сарапульских мари относят к вятско-камским мари [Грузов, 1960. С. 14-28; Исанбаев, 1964].
Уржумский говор, сформировавшийся на стыке центральной (моркинско-сернурский диалект) и восточной (елабужский и сарапульский диалекты) зон бытования марийского языка, имеет немало сходных элементов с восточным наречием. Но его языковеды относят к луговому наречию.
Эту этнографическую подгруппу принято называть «шымакшан марий» (марийцы с остроконечным женским головным убором «шымакш»). Она выделялась не только отличительными особенностями в языке, этническим само-сознанием, но и устойчивой приверженностью к традиционной народной религии (дохристианским культам, обычаям и обрядам). Определенное влияние на формирование этнокультурных традиций моркинско-уржумских марийцев оказали живущие по соседству с ними татары и удмурты.
Моркинско-уржумский этнографический район сыграл важную роль в этнической консолидации народа, в укреплении этнокультурного единства луговых мари. Не случайно моркинско-сернурский диалект был положен в основу марийского (лугового) литературного языка.
Арская даруга объединяла марийцев, проживавших вдоль побережий среднего и нижнего течений р. Вятки, говоривших на малмыжском и кукморском диалектах. В уржумско-вятский и привятский этнографические районы входят носители малмыжского и кильмезского диалектов [Галкин, Грузов, 1960; Казанцев, 1985]. В повседневной жизни они испытали большое влияние традиций удмуртского и татарского языков и культур.
В верховьях реки Большой Кокшаги на основе слияния ветлужских и вятских марийцев сформировалась этнографическая подгруппа, известная под названием «кокшажские черемисы» (санчурско-яранский этнографический район). Здесь получил распространение близкий к горному и луговому наречиям яранский диалект северо-западного наречия марийского языка с 4 подговорами: санчурским, кикнурским, тужинским, яранским. Яранский говор близок к тоншаевскому. [Коведяева, 1987. С. 21]. Марийцы этой подгруппы называют себя «яран марий (яранские марийцы) или «сорокан марий» (ма-рийцы с женским головным убором «сорока»). Большое влияние на формирование этнокультурных традиций этой подгруппы оказала русская культура.
В условиях длительной территориальной, хозяйственной разобщенности, родоплеменной неоднородности локальных подгрупп, отсутствия социально-политических факторов, спо-собствующих этнической консолидации, луговые марийцы долгое время не осознавали себя частью единой этнокультурной общности. В то же время они отличали себя от горных мари.
Этническая мобилизация луговых мари произошла в годы присоединения Марийского края в состав России. Присягу на верность русскому царю они дали в 1552 году. Однако в ноябре -декабре 1552 года вспыхнуло восстание, давшее начало «Черемисским войнам». Несмотря на жестокое подавление восстания в 1557 году, марийцы продолжали сопротивляться грабежу и произволу местной власти в 1572-1574 и 1581-1584 годах. Поражение в годы черемисских войн негативно сказалось на этнической консолидации. К тому же в середине XVI века царевококшайские, кокшайские, царевосанчурские марийцы оказались в составе Свияжского уезда, в то время как остальные луговые мари - в Казанском уезде. Такое территориальное разграничение луговых мари сохранялось вплоть до 80-х годов XVIII века. До образования Марийской автономной области они входили в состав 7 уездов Казанского и Вятского губерний, что сдерживало их этническую консолидацию. В самосознании марийцев этноним «олык марий» закрепился лишь во второй половине XIX - начале XX веков.
Несмотря на наличие отличных от горных мари культурно-языковых особенностей, значительная часть луговых мари в настоящее время не считает нужным выделять свою принадлежность к этой этнографической группе. В ходе переписи 2002 года 56,1 тыс. мари определили себя как «луговосточный мариец». В 2010 к числу луговосточных мари отнесли себя только 216 человек. Большинство мари осознает себя представителем единой марийской нации.
Горные марийцы (кырык мары) - компактно расселенная этнографическая группа, оконча-тельно сформировалась к XVI веку на территории междуречья Суры и Большой Сундырки (правобережье Волги) и в бассейнах pp. Ветлу- га (сами себя называли «вытля мары» - ветлужские марийцы), Рутка, Арда, Парат (левобережье Волги) [Грузов, 1969. С. 45]. Горных мари объединяет общность происхождения, культуры, языка, социально-экономической истории, менталитета, ярко выраженное этническое самосознание. В то же время по совокупности культурных признаков и общности исторической жизни горные марийцы вместе с луговыми и восточными мари составляют единый марийский народ.
На формирование горномарийской этнокультурной общности большое влияние оказали чуваши и русские, а также политические события периода присоединения Марийского края к России. В 1523 году на земле горных мари основана крепость Новгород Васильев (Василь город). В 1546 году жители горной стороны изъявили добровольное желание войти в состав Московского государства. Летом 1551 года они совместно с чувашами и мордвой принесли московским воеводам в Свияжске клятву на верность русскому царю, в 1552 году активно участвовали при взятии Казани.
В составе этнографической группы различались небольшие «земляческие», по месту жительства, подгруппы: в правобережье - кутма-ры (по р. Кутерма), шурмары (сурские), кушыр-мары (кушергские), шошмары (емангашские), марламары (еласовские), суасламары (живущие в соседстве с чувашами); в левобережье - кож- ла мары (лесные мари), арде мары (ардинские), рыде мары (руткинские) и др. Горномарийским наречием пользовались марийцы Козьмодемь- янского, Макарьевского, Васильсурского и ча-стично Яранского уездов. В 2002 году 18 тысяч марийцев Горномарийского, Килемарского, Юринского районов Республики Марий Эл, Воскресенского, Шарангского районов Нижегородской области считали родным языком гор-номарийский. К 2010 году число говорящих на горномарийском наречии в Республике Марий Эл возросло до 23 тысяч.
Горных марийцев принято включать в состав Козьмодемьянско-Ветлужского района [Козлова, 1978. С. 231]. Этот этнографический район объединяет марийское население бывшего Козьмодемьянского уезда Казанской губернии, Васильсурского уезда Нижегородской губернии, часть мари Ветлужского и Макарьевского уездов Костромской губернии. Несмотря на существовавшее административно-территориальное деление, смешанный марийско-русский, марийско-чувашский состав, разбросанность населения на большой территории, горные марийцы сохраняли языковое единство, общность в материальной культуре, семейно-брачные связи.
В культуре горных и луговых мари наиболее ярко проявляются различия в языке, народном костюме, конфессиональной принадлежности. Важным маркером этнографической группы является литературная норма горномарийского языка, свой ареал расселения. Однако этнокультурное взаимосвязи между горными и луговыми марийцами никогда не прерывались, постепенно сближались и границы их обитания. Миграция населения внутри историко-этнографической области способствовала некоторому сближению этнокультурных различий. Об этом косвенно свидетельствуют данные по динамике численности луговых и горных мари в XVIII-XIX веках. Если в начале XVIII века доля горных мари в общей численности марийцев составляла 19%, то к 1912 году она уменьшилась до 13 процентов. Луговые марийцы составляли большинство, однако и их доля из-за переселения населения на восток постепенно уменьшалась: в 1723 году - 66,2%, в 1912 году - 59%. [Подсчеты автора по: Иванов, Сануков, 1999. С. 45; Сепеев, 2006. С. 139-140; Sarv, 2002. С. 60].
Вопрос об упомянутых в «Казанской истории» «кокшаских и ветлужских» марийцах до сих пор вызывает немало споров у специалистов. Упоминание Ветлуги («ветлужская черемиса» - вытля мары) позволяет соотносить эту группу с горными марийцами, а «кокшаские черемиса» жили в верхнем течении Большой Кокшаги и были включены в состав Царевосанчурского уезда. Жители этих мест, действительно, говорили на отличительном от луговых и горных марийцев языке, известном как северо-западное наречие. Санчурские марийцы себя называли «Шанцара марэ» [ГАКО. Ф. 170. On. 1. Д. 96. Л. 26 об.].
Эту этнографическую подгруппу можно характеризовать как первичную (она сформировалась в пределах древней этнической территории) и смешанную внутриэтническую. Марийское население верховьев Большой Кокшаги поддерживало контакты с руткинскими и устинскими марийцами, жителями Галицкого уезда (в XVII веке включены в состав Ветлужского уезда) Костромской губернии. Как видим, эта группа мари занимала довольно обширную территорию. В составе северо-западного наречия современные языковеды выделяют яранский, шарангский и тоншаевский говоры. Диалекты северозападного наречия считаются маргинальными [Коведяева, 1987. С. 18].
Группа ветлужских мари сформировалась в IX-XI веках в Унженско-Ветлужском междуречье, в пределах современных Костромской и Нижегородской областей. В летописях ветлужские марийцы впервые упоминаются в XII веке [Дементьев, 1892]. Сами себя они долгое время идентифицировали по названиям рек: Ветлу- га, Рутка, Шаранга, Пижма, Кокша и др.
По данным языковедов, марийское население бассейнов Ветлуги и Унжи в начале II тысячелетия н. э. могло контактировать с предками обских угров, переселившимися сюда мерянами, а также пред-ками удмуртов. [Казанцев, 1985. С. 94-96, 100; Европеус, 1876. С. 91]. До XIV-XV вв. марийцы здесь составляли большинство населения, занимая до 1245 года часть правобережья Ветлуги и значительную территорию левобережья [Дементьев, 1892, 1894]. Стремясь противостоять внешнему политическому давлению, марийцы в XII - середине XV вв. создали протогосударство - союз племен во главе с выборными вождями «кугузами (мар. кугу оза, кугуза - великий хозяин, старейшина). На территории Костромской губернии известны два крупных центра, во главе которых стояли марийские кугу-зы - Шанга и Якшан (нынешние Шарьинский, Вехомский, Поназыревский, Павинский, Пыщугский районы Костромской области). Несмотря на отдаленность Среднего и Верхнего Поветлужья от основного этнического ядра марийцев, северо-западные мари долгое время играли важную роль в укреплении этнокультурных связей между расселившимися на большом пространстве марийцами и окружающим их иноэтническим населением.
В XIV-XV веках часть ветлужских и вятских земель вошла в состав русских княжеств. Массовый приток русского населения привел к значительному сокращению территории обитания и численности марийцев. Несмотря на это, им удалось сохранить родственные связи с горными мари. Здесь сформировался близкий к горномарийскому языку шарангский говор северо-западного наречия.
Расширялись связи и с луговыми мари. В середине XVI-XVII вв. значительная часть проживающих в бассейнах р. Ветлуга, Унжа, Пижма марийцев вынуждена была переселиться к горным мари на правобережье Волги или же расселиться среди луговых мари по рекам Пижма, Вятка и ее притокам. В последующем, с усилением притока русского населения в Царевосанчурский, Яранский, Котельнический уезды Вятской губернии, начался обратный отток марийского населения в Поветлужье [Сепеев, 2006. С. 44-50; Казанцев, 1985. С. 93-101]. Результатом такого переселения стало формирование тоншаевского, тужинского, кикнурского, иранского говоров северо-западного наречия марийского языка.
Численность северо-западных мари, входивших в состав Вятской, Костромской и Нижегородской губерний установить нелегко. В Костромской губернии в конце XVIII века проживали 2,3 тысячи человек, в 1834 году - 3,4 тысячи, в 1897 году - 2 тысячи и в 1912 году - 2,7 тысячи [Sarv, 2002. С. 33, 60]. Численность марийцев стала возрастать в годы Советской власти. В 1920-е годы, с началом проведения национальной политики по внедрению языка, культуры марийцев в повседневную практику общественно-политической жизни, в школах были внедрены марийский язык и литература, стала развиваться национальная культура. Возросло влияние марийской профессиональной национальной культуры. К 1970 году численность мари в Нижегородской области достигла 8,8 тыс. человек. В 2002 году здесь насчитывалось 7,7 тысячи мари. Культурная и языковая интеграция с русским народом особенно активизировалась в последние десятилетия. Если в 1990-е годы родным разговорным языком владело около 70% мари Нижегородской области, то в 2002 - только 58,5% [Итоги, 2002].
Большая часть ветлужских мари проживает в более 40 селениях Тоншаевского, Шарангского, Тонкинского, Воротынского районов Нижегородской области, Тужинского, Кикнурского районов Кировской области. Около 900 человек живет в г. Нижний Новгород [Нижегородские марийцы, 1994; Итоги, 2002].
По языку и культуре они близки как к горным, так и луговым мари. В начале XX века официально числились православными, однако продолжали соблюдать дохристианские обычаи и обряды, тайно проводили жертвоприношения домашних животных и птиц в священных рощах.
Формирование смешанной внутриэтнической этнотерриториальной группы восточных марийцев, проживающих в Прикамье и Приуралье, началось в XV-XVI вв. [Сепеев, 1975. С. 23; Арсланов, 2001. С. 50; Lallukka, 2003. С. 68- 104]. Первое летописное упоминание марийцев по Каме близ реки Белой относится к 1468 году (Львовская летопись).
Освоив занятые древними финно-уграми, в том числе пермскими предками удмуртов и коми территории Прикамья и Закамья, марийцы создали реальные предпосылки для последующего переселения прикамских, закамских, а также луговых и горных мари в Приуралье. К тому же бассейны рек Белая, Ик и их притоков Мензеля, Мелля, Сюнь издревле являлись зоной этнокультурных контактов финно-угорских, самодийских и тюркских племен [Арсланов, Казаков, Корепанов, 1993. С. 8-29; Арсланов, 2001. С. 214]. Несмотря на то, что восточные марийцы несколько отделились от основной этнической территории, тем не менее не вышли за пределы историко-этнографической области. Поэтому их можно включать в состав ядра марийского этноса.
В Южном Приуралье - Башкирии марийцы начали заселяться в XVI веке, после присоединения Среднего Поволжья к Русскому государству. Наряду с вольной колонизацией, в XVII веке проводилось и правительственное переселение. В 1722 году здесь зафиксировано более 1,6 тысячи марийских дворов, в которых насчитывалось 4,7 тысячи душ мужского пола [Paxматуллин, 1988. С. 173]. Массовое бегство преимущественно луговых марийцев на башкирские земли, вызванное ухудшением социально- экономического положения крестьян, феодально-крепостническим гнетом и начавшимся принудительным крещением нерусских народов, произошло в XVIII в., в результате чего их количество возросло в 4 раза (с 11 тысяч до 44 тысяч человек). К 1897 году общая численность восточных марийцев составила более 96 тысяч человек. Они проживали в Уфимской (более 80 тысяч) и Пермской (около 16 тысяч) губерниях, Елабужском и Сарапульском уездах Вятской губернии (около 10 тысяч) [Сепеев, 1975. С. 16]. По нашим подсчетам, за XVIII - начало XX веков доля восточных мари в общей численности населения возросла с 11 процентов до 29.
В отличие от волжско-вятских марийцев, которые считались государственными крестьянами, среди восточных мари выделялась значительная группа тептярей (от слова «дэфтэр», что означало запись), которые облагались ясаком. Размер уплаты ясака записывался в «ясачные книги», называемые местным населением «дэфтэр». В конце XVIII - первой половине XIX вв. из тептярей стали формировать казачьи полки, комплектование и содержание которых осуществлялось за счет самих тептярей [Гареев, 1999. С. 20-22].
Восточные марийцы не сумели образовать единой территориальной общности [Лаллукка, 1997. С. 128]. У них сложились 4 этнотерриториальные подгруппы: чолман марий - прикамская (в Камско-Вятском междуречье), упд марий - прибельская (в междуречье Белой и Уфы и их притоками Буй и Тюй), белебей мари - икско-сюньская (в верховьях реки Сюнь и междуречье Ика и Сюни) и урал марий - приуральская (по среднему течению рек Уфа и Сылва и в их междуречье) [Сепеев, 1975. С. 12-20; Lal- lukka, 2003].
В составе восточно-марийского наречия выделяются более десяти говоров. Попытка создания самостоятельной письменности для восточных мари в начале XX века не увенчалась успехом. После установления Советской власти повсеместно распространилась литературная норма лугового марийского языка. Поэтому языковеды стали говорить о наличии у марийцев луго-восточного наречия.
В повседневной практике марийцев широко употребляются русский, татарский, башкирский языки. Татарским языком активно пользуется примерно четверть марийцев, башкирский язык знает более 2% восточных мари.
Верующие придерживаются преимущественно традиционных верований и обрядов, вобравших в себя некоторые элементы исламской религии. Православие исповедует небольшая часть населения.
Цитируется по изд.: Марийцы. Историко-этнографические очерки. Издание 2-е, дополненное. Йошкар-Ола, 2013, с. 134-139.