Разложение первобытнообщинного строя у древних мари шло замедленными темпами. Не успев сформировать свое государство, они подверглись завоеваниям. Их покоряли хазары, волжские булгары, монголо-татары. А с запада надвигалась и теснила славянская колонизация. Ранее, видимо, весьма многочисленные древние марийцы, занимавшие значительную территорию, постепенно утрачивали ее, теснимые с востока тюрками, с запада - славянами.
Феодализация началась у марийцев в составе Волжской Булгарии, в рамках восточного феодализма. Внутреннее социально-экономическое развитие марийского этноса было прервано внешним фактором, связанным с включением большей его части в зону действия раннефеодального булгарского общества, затем - Золотой Орды и Казанского ханства...
Марийцы принадлежат к финно-угорской языковой общности. Численность народа, по данным 1989 г., - 670 868 человек. Из них более 48% (324 349 человек) живут в Республике Марий Эл. Это 43,3% от общей численности на[1]селения республики. Большая часть марийцев проживает в Башкортостане (более 105 тыс. человек), а также в Татарстане, Удмуртии, Нижегородской, Кировской, Свердловской, Пермской областях.
В научной литературе существует мнение, что марийцы под именем “имнискары упомянуты историком VI в. Иорданом в “Готике” в числе северных народов, подвластных в IV в. готскому вождю Германариху (Смирнов А.П., 1952. С. 173). Более достоверны сведения об этом народе под названием “ц-р-мис” в письме X в. хазарского кагана Иосифа (Коковцев, 1932. С. 98). С XI в. вплоть до XX в. марийцы неоднократно появляются в русских и иностранных источниках под этнонимом “черемис”, этимология которого не выяснена окончательно до сих пор...
В XIII—XVI веках марийцы занимали территорию несколько превышающую площадь современной Республики Марий Эл. На севере они заселяли среднее течение Вятки до реки Пижма, далее — Среднее и Нижнее Поветлужье. Отдельные поселения марийцев встречались в Унжеском бассейне. Наряду с мордовскими, марийские поселения долго фиксировались в русских документах в междуречье Суры и Оки 1. Однако основная часть правобережного марийского населения в указанные века расселялась к востоку от Суры в границах современного Горномарийского района. Вдоль Волги марийские поселения тянулись до Чебоксар, а, возможно, даже до Свияги. Восточный рубеж расселения марийцев был близок к современной границе республики, однако на начальном этапе марийские поселения имелись по берегам рек Казанка и Мёша. Обособленный район проживания этнических марийцев уже с XV века отмечается в Приуралье по рекам Каме и Белой...
Из упомянутого в «Повести временных лет» выражения «Черемиси свой язык» можно понять, что мари в XI веке имели единый язык и общие черты культуры [Повесть, 1950. С. 13]. Формирование этно-графических групп горных и луговых мари про-ходило в XI-XVI веках, главным образом, под влиянием сегментации отдаленно живущих, разъединенных рекой Волгой, территориальных групп и влияния соседних народов. Марийские этнографические группы сложились на основной этнической территории, независимо от меняющихся социально-политических условий, поддерживали между собой хозяйственно-экономические и культурные связи, принимали участие в развитии общих этнокультурных традиций и продолжают способствовать этнической консолидации.
Марийцев горными и луговыми назвали русские соседи, желая подчеркнуть особенности рельефа местности, в которой обитал народ. В «Казанском летописце» середины XVI века отмечалось:
Марийский этнос, как и у других народов Поволжско-Приуральского региона, имеет непростую структуру, сложившуюся в результате политических и социально-экономических перемен, под воздействием переселений на новые места жительства с отличительными природно-климатическими условиями и освоения новых хозяйственных занятий, а также влияния соседних народов.
Культура, традиции марийского народа сформировались в пределах полиэтничной Волго-Уральской историко-этнографической области. Здесь преобладало дисперсное расселение финно-угорских, тюркских и славянских народов, отличающихся между собой как по физическому облику, так и по языку, конфессиональной принадлежности, хозяйственно-культурной специализации. Тем не менее они поддерживали тесные хозяйственные и этнокультурные взаимосвязи. В результате многовекового совместного проживания у них выработались общие черты в материальной и духовной культуре. Наряду с этим, в зависимости от соотношения численности представителей тех или иных этносов, интенсивности межэтнических контактов в том или ином районе историко-этнографической области, формировались локальные, характерные только для данной местности, этнокультурные традиции...
Появление марийцев (цармис, черемис) на исторической арене документально фиксируется на рубеже 1 - 2 тысячелетий н. э. Первоначальная русская летопись [Повесть временных лет] начала XII века локализует место обитания черемис-марийцев, наряду с мордвой и муромой, в нижнем течении реки Оки, обозначая лишь западные пределы расселения марийцев [История Марийского края, 1992. С. 7-8]. Последующие исторические источники, записки различных авторов периода средневековья указывают проживание марийцев в различных местах на территории Среднего Поволжья. Публикации документов и материалов, исследования по истории и археологии, лингвистике и топонимике, этнографии и фольклору в новое и новейшее время внесли значительный вклад в выяснение различных вопросов расселения марийцев на различных этапах их этнической истории...
В научной литературе существует мнение, что марийцы под именем «имнискары» упомянуты историком VI века Иорданом в «Гетике» в числе северных народов, подвластных в IV века готскому вождю Германариху [Иордан, 1960. С. 89]. Более достоверны сведения об этом народе под названием «Ц-р-мис» в письме X века хазарского кагана Иосифа [Коковцев, 1932. С. 98]. С XI века вплоть до XX века марийцы неоднократно упоминаются в русских и иностранных источниках под этнонимом «черемис». Этимология этого этнонима вызывает дискуссии до настоящего времени. Ф. И. Гордеев трактовал значение термина «черемис» с иранского языка как «кочевой», «живущий в соседстве народ» [Гордеев, 1964. С. 207-217]. По мнению Ф. Е. Егорова, этот термин в древне-тюркском языке обозначает «воинствующий человек» [Егоров, 1927. С. 107-108; 1929. С. 6]. Петер Хайду склоняется к волжско-булгарской этимологии термина [Haidu, 1981. С. 48], a Ласло Клима выводит его из хазарской среды [Клима, 1989. С. 49]. И. Г. Иванов объяснял понятие «черемис» с муромского и мерянского языков «мужчина из племени «чере» [Иванов, 1978. С. 46], Д. Е. Казанцев с мордовского - «солнечный, т.е. проживающий к востоку (восходу солнца) от мордвы человек» [Казанцев, 1985]...
МАРИЙЦЫ (самоназв. - мари; прежнее назв. - черемисы) - народ; живут главным образом в Марийской АССР, а также в Башкирской, Чувашской и Татарской АССР, Кировской, Горьковской, Пермской и Свердловской областях. Делятся на 3 группы: горные, луговые и восточные. Горные марийцы живут преимущественно на правом берегу Волги, луговые - на левом, восточные - в Башкирии и Свердловской области. Общая численность - 504 тысяч человек (1959). Марийский язык относится к финской группе уральской семьи языков. После Октябрьской революции в составе единого общенародного марийского языка развиваются два литературных языка: горный и луговой. Диалект восточных марийцев очень близок к луговым аарийцам. После вхождения марийских земель в состав Русского государства в 16 веке началась христианизация марийцев. Восточные и некоторые другие группы луговых марийцев христианства не приняли, у них до 20 века сохранялись дохристианские верования, особенно культ предков и смесь язычества с православием...
Марийцы (официальное название в царской России — черемисы), коренной народ Поволжья численностью 670 868 чел. Из них более 48% (324 349 чел.) живут в Республике Марий Эл. Это составляет 43,3% от общей численности населения республики. Доля русских в Марий Эл превышает 47%, татар —5,9%, чувашей — 1,2%. Большая часть марийцев (103 768 чел.) проживает в Башкирии, а также в Татарии, Удмуртии, Нижегородской, Кировской, Свердловской, Пермской областях.
Формирование марийского этноса происходило в 1 тыс.н.э. в Волго-Вятском междуречье на основе финно-угорских племен пермско-волжской этнолингвистической общности, оставивших ананьинскую археологическую культуру эпохи раннего железа. Дальнейший этногенез марийской народности связывается с городецкой и азелинской культурами I тыс.н.э. Впервые марийцы под названием ц-р-мис упоминаются в 10 в. в письменных документах Хазарского каганата. После нашествия монголо-татар земли марийцев вошли в состав Золотой Орды, а затем Казанского ханства. Их этническое развитие протекало в тесном контакте с соседними народами – волжскими болгарами, чувашами, татарами, а после вхождения в состав России в 50-х годах 16 в. – русскими, у которых были заимствованы многие элементы культуры. В 1920 г. была создана Марийская АО, в 1936 г. она была преобразована в АССР, в 1992 г. переименована в Республику Марий Эл...