В персидских и индийских источниках, отражающих ход борьбы между Великими Моголами и Сефевидами за Кандагар, нередко упоминаются афганские племена, примыкавшие то к одной, то к другой стороне.
Сохранение в письменной традиции рассматриваемого времени значительно более подробных, чем раньше, сведений об афганцах объясняется прежде всего интересом к прошлому своего народа при дворах правителей династий Лоди и Сур в Индии. Интерес этот не ослабевал и в годы господства Великих Моголов. Именно этому обстоятельству мы обязаны появлением в Индии персоязычных сочинений, в которых были собраны и зафиксированы предания и генеалогии афганских племен или отдельных их групп. Дошедшие до нас в сочинениях XVI — XVII веков сведения позволяют составить значительно более полное представление об афганских племенах, нежели данные источников предыдущих столетий.
Соответственно генеалогиям, афганские племена делятся на четыре группы, каждая из которых называется по имени своего родоначальника: Сарбани, Батани (или Битани), Гургушт и Каррани (Карлани). По принятым у историков XVI— XVII веков данным, повторяющимся затем в некоторых сочинениях XVIII века, насчитывалось более 380 афганских племен; из них 105 входили в группу сарбани, 77 — в группу мати (связанную только по женской линии с родоначальником Батани, или Битани), 95 — в группу гургушти и 105 — в группу
[19]
каррани (карлани) 36. Согласно преданиям, родоначальниками трех первых групп были сыновья Кайса (он же Абд ар-Рашид или Патан), предка афганцев, в то время как каррани стоят более или менее особняком и, как правило, лишь косвенно связываются с общим генеалогическим древом. Соответственно этим генеалогиям в самом общем виде происхождение крупнейших афганских племен может быть схематически представлено следующей схемой 37:
Как гласят предания, Сарбан был старшим сыном Кайса. У Сарбана было два сына: Шархбун и Харшбун. От Шархбуна ведут свое происхождение кроме указанных на схеме также племена шерани, мийана и барец. Все эти племена по месту их расселения можно в целом характеризовать как западную ветвь сарбани. К восточной ветви сарбани кроме племен хахи относятся также племена гория-хель (моманды, халиль идаудзаи), а также мухаммедзаи и шинвари.
В приведенной схеме, составленной по источникам XVI —XVII веков, нет многочисленной группы каррани (карлани), к которой относятся вазиры, дауры, бангаши, баннуджи, афридии, хаттаки, мангал, дзадран, дзадзи, оракзаи, утманхель и ряд других племен (в частности, почти исчезнувшие еще в XVII веке дилазаки). По позднейшим этнографическим Данным (XIX — начала XX века), зарегистрированы различные версии преданий, включающих группу каррани в общее генеалогическое древо афганцев. Согласно одной из таких вер-
_____
36. [Dorn], The history of the A fghans, pp. 40, 122.
37. Подробнеесм. Morgenstierne, A fghan, pp. 218, 219.
[20]
сий, у Гургушта был сын Бурхан (имя которого не упоминается в зафиксированных в памятниках XVI—XVIII веков генеалогиях), сыном которого был Карран. По другой версии, Карран был найден одним человеком из племени урмари и усыновлен братом этого человека, выменявшим ребенка на найденный им железный топор (в другом варианте предания, на котелок для варки пищи) «кархай» (отсюда — Карран) 38.
Отвлекаясь от сказочных подробностей народных преданий такого рода, следует подчеркнуть многократно отмеченный в литературе как немаловажный для исторической этнографии афганцев факт, что ряд крупных племен Сулеймановых гор, входящих в группу каррани, в представлениях многих знатоков афганских генеалогических преданий только условно связан с Кайсом и его тремя сыновьями.
Вскрыть причины такого обособления группы каррани при нынешнем состоянии изученности средневековой истории афганских племен не представляется возможным.
В связи с рассмотрением вопросов, связанных с историческими и генеалогическими преданиями афганцев, известными из источников XVI—XVII веков, необходимо остановиться на легендах о происхождении афганского народа от евреев. Такие легенды в течение многих столетий живут среди афганцев, они распространены среди них и в наши дни.
Многие историки и этнографы спорили о том, имеют ли такие легенды какое-либо реальное основание (пусть преломленное в фантастической форме) или в них надо видеть лишь попытку вывести происхождение своего народа от библейских предков, упоминаемых в священных книгах.
Связь афганцев с древними евреями в том виде, как она изложена в этих легендах, явно представляет собой миф. Чтобы возвести родословную афганцев к Иехуде (сыну Иакова), в легендах выступает не встречающаяся в библейской традиции фигура Афгана. От этого Афгана, объявленного внуком Саула, выводится различными фантастическими путями происхождение языка пушту. Потомки Афгана в числе других израильтян, выведенных Навуходоносором, будто бы были поселены этим завоевателем в горных районах Гура, Газни, Кабула, Кандагара, Кохи-Фируза и в областях, расположенных в пределах пятого и шестого климатов 39. В о время распростра-
_____
38. Raverty, N otes, pp. 381, 382. В позднейших генеалогиях XIX — начала XX в. по одной версии предком племен бангашей и вазиров был Кахай, сын Каррана, а по другим версиям — вазиры и дауры вовсе не связаны с Кайсом, его тремя сыновьями и их потомством.
39. Известное соответствие с версией афганских легенд о переселения их израильских предков на восток Навуходоносором обнаруживается в приписываемом самим евреям предании о происхождении иудейского населения в Исфахане, изложенном в персидском источнике XII века (Мудж мал ат-таварих, 524, 525).
[21]
нения ислама эту религию принял Кайс, вождь израильтян Гура, потомок Саула в 37-м колене. Приняв ислам, Кайс получил будто бы от самого пророка Мухаммеда новое имя — Абд ар-Рашид (он же Патан) 40.
Эльфинстон, первым из европейских ученых близко познакомившийся с афганцами, не отрицая вероятности происхождения и х от евреев, сравнивал, однако, по степени фантастичности легенду об Афгане и его потомках с мифом о происхождении римлян или британцев от обитателей гомеровской Трои. Тем не менее, в Европе в XIX веке нашлось немало людей, в их числе и ученых, признавших за истину легенды о древнеизраильском происхождении афганского народа. При этом в афганцах хотели видеть потомков десяти израильских колен, не вернувшихся на родину после «Вавилонского плена» и не упоминаемых далее в библейских текстах.
Уже в 20—30-х годах XIX века научное исследование языка пушту показало, что этот язык ни по грамматическому строю, ни по основной, унаследованной от древности лексике не имеет ни малейшего сходства с семитскими языками. Многие крупные востоковеды, в том числе академик Б. А. Дорн, стали относиться весьма скептически к легендам о происхождении афганцев от евреев.
Однако некоторые ученые, признавая мифический характер содержания афганских преданий (во всяком случае, древнейшей их части), продолжали считать, что эти предания все же отражают какие-то реальные факты из истории афганского народа, так или иначе связанные с участием евреев в этногенезе афганцев.
Одним из таких ученых был русский историк-востоковед В. В. Григорьев, склонявшийся к признанию «присутствия значительной доли еврейского элемента в общей массе афганского народа». Для обоснования своих взглядов он приводил следующие доводы: 1) невозможно, чтобы распространенное у всех афганцев предание о еврейском происхождении возникло без какого-либо основания; 2) некоторые города и местности в Афганистане имеют сходные с палестинскими названия; 3) в Афганистане (Кабулистане) с давних времен находились еврейские колонии, о чем имеются не только предалия, но и свидетельства источников 41. Исходя из этого, В. В. Григорьев полагал, что палестинские названия и легенды о происхождении от «утерянных» десяти израильских колен были принесены еврейскими переселенцами, которые вошли в состав афганского народа, восприняв афганский язык.
____
40. Время жизни Кайса, по расчетам, основанным на генеалогиях афганских племен, семей и династий, датируется не V II в., когда жил пророк Мухаммед, а XI — начале XII в.
41. Риттеру Григорьев, Кабулистан и Кафиристан., стр. 854—857.
[22]
В средние века на территории современного Афганистана и в Восточном Иране действительно были поселения евреев 42.
Можно утверждать, что изучение культурных, религиозных и других связей афганцев с еврейскими поселениями и торговыми колониями средневековых городов 43 скорее обещает помочь исследованию вопроса о возникновении и распространении легенд о еврейском происхождении афганцев, нежели освещению основных проблем этногенеза афганцев.
Сопоставление генеалогических сведений об афганских племенах со свидетельствами Бабура дает возможность установить расселение значительной части этих племен в начале XVI века. Относительно более полные сведения приводит Бабур о территории между долиной Свата на севере и Дераджатом на юге. Часть Пешаварской долины и Свата уже тогда населяли юсуфзаи, о которых Бабур говорит довольно много,— он пробыл в землях юсуфзаев в течение довольно долгого времени, из этого племени он взял себе жену. К югу от юсуфзаев Бабур упоминает ряд хорошо известных впоследствии племен, населявших уже тогда те местности, где они в основном оставались и позднее, вплоть до наших дней: мухаммедзаи (в районе Хаштнагара), афридии (в районе Хайбарского прохода), бангаши (вокруг Хангу), киви — хель баннучей (в Банну), гильджи или гильзаи (вокруг Газни, в районе Мукура, в Каттавазе).
Только относительно момандов и дилазаков можно утверждать, что из тех мест, где их застал Бабур, эти племена впоследствии ушли. О том, что моманды все время находились
_____
42. Ибн Хаукаль сообщал, что в кухендизе — центральной укрепленной части К абула — живут мусульмане, а в рабаде (предм естье)— кафиры и иудеи (см. также Мукаддаси, 50). В горном поселении Яхудан (или Яхудийя), находившемся на месте нынешнего Меймене, в IX в. жил правитель[1]Фарьяба; в конце X в. Яхудийя считалась столицей Гузгана. По мнению В. В. Бартольда, «название города (Яхудийя) показывает, что в нем была многолюдная еврейская колония» (Бартольд, Историко-географическийобзор Ирана, стр. 23). Еврейские поселения в средние века были и в Гуре, области, с которой афганские предания связывали переселение своих легендарных израильских предков.
43. Несколько лет назад к известным прежде отрывочным свидетельствам источников о средневековых иудейских поселениях на территории Афганистана добавился эпиграфический материал,— еврейские надписи XII или X III вв. н. э. Надписи, обнаруженные на кладбище около Герата, датированы по селевкидской эре. Один из исследователей этих надписей, итальянский ученый Герардо Гноли, пишет: «Мы можем теперь утверждать, даже до появления критического издания этих надписей, что открытие [их] несомненно обогащает самым примечательным образом как еврейскую эпиграфику, так и религиозную, политическую и экономическую [commercial] историю Афганистана» (Gnoli, Jewishinscriptions, p. 311; там же см. библиографию о предшествующих находках памятников еврейской эпиграфики в Афганистане). Ср. также находку в Танг-и Азао, высеченную квадратным еврейским письмом и составленную на новоперсидском языке.
[23]
где-то в районе около Мукура, свидетельствует упоминание об ограблении момандов отрядом Бабура во время похода из Кабула в Мукур 41. Дилазаков же Бабур застал в 1519 г. еще в Пешаварской долине.
Упоминания в «Бабур-наме» о племени гагиани позволяют полагать, что это племя тогда занимало земли около самого Пешавара 45.
Из крупных афганских племен Бабур совершенно не упоминает абдали и хаттаков. Возможно, что отсутствие упоминаний о племенах абдали объясняется тем, что Бабур сталкивался с ними реже, чем с другими афганцами, хотя и завоевал Кандагар и Заминдавар — основные районы расселения абдалийских племен в XVII века. Гораздо труднее объяснить, почему в «Записках» ничего не говорится о хаттаках. Бабур проходил через Кохат. Несколько десятилетий спустя его внук Акбар (1556— 1605) поручил хаттакам охрану важного пути от Аттока до Пешавара. Возможно, что хаттаков Бабур имел в виду под общим названием карани, группы, в которую входили племена хаттак и шитак. В период подготовки похода в Индию Бабур интересовался положением в Пешаварской долине и примыкающих к ней районах, в связи с чем различные афганские племена (юсуфзаи, дилазаки и афридии, гагиани и другие), находившиеся тогда там, упоминаются в «Бабур-наме».
Картина расселения афганских племен, восстанавливаемая по данным Бабура, несмотря на имеющиеся в ней некоторые пробелы, дает возможность утверждать, что в общих чертах она была примерно такой же, как во второй половине XVIII — начале XIX века. Из происшедших в XVI—XVII веках изменений, вызванных продолжавшимися в связи с политическими событиями передвижениями отдельных племен, нужно отметить следующие перемещения: юсуфзаи вскоре после Бабура окончательно завоевали горные области к северу от Пешаварской долины и овладели Бунером, Сватом и Пянджкорою; дилазаки, разбитые объединенными силами племен хахи в 20-х годах XVI века, а затем племенами гория-хель в 30-х годах того же века, были оттеснены на левый берег Инда, откуда в начале XVII века были переселены могольским падишахом Джа[1]хангиром в глубь Индии (в новое время лишь незначительная группа дилазаков оставалась около Аттока); в 30—40-х
годах XVI века сын Бабура Камран во время борьбы со своим братом Хумаюном получил поддержку со стороны некоторых
_____
44. Бабур-наме, 215-6.
45. Впоследствии гагиани оказались в районе Доаба, который их потомки занимают и до сих пор, таким образом это племя после Бабура переместилось на сравнительно незначительное расстояние в пределах Пешаварской области.
[24]
афганских племен, прежде всего халилей и момандов 46. За оказанные услуги Камран содействовал расселению поддержавших его племен в плодородных районах около Пешавара; в XVI веке несколько небольших племен (марваты, даулат-хельг миян-хель и таторы) были вытеснены гильзайским сулейман[1]хелем из горных районов Газнийской области; они двинулись на восток, разбили племена пранги и сури и заняли земли, которые остались затем за ними; марваты поселились (в XVII веке, вытеснив ниязаев) в песчаной местности, известной ныне как Марват, в области Банну, даулат-хель и таторы — в Танке и других районах; в XVII веке гандапуры заняли земли в округе Дера Исмаил-хан. Насколько позволяют судить источники, основным местопребыванием гильзаев с давних времен были горные районы, примыкающие к Газни.
Политическая история большей части гильзайских и абдалийских племен была в рассматриваемое время тесно связана с Кандагаром. Есть основания предполагать, что именно в XVI—XVII веках абдали и гильзаи распространились из горных областей в плодородные земледельческие районы Кандагарской области. В исторической традиции абдалийских племен, сохраненной поздними авторами, указывается, что «коренным отечеством» абдали был район Аргестана 47. Согласно генеалогическим преданиям, во времена Тимура жил Зирак, родоначальник одноименной ветви абдалийских племен, в которую входят попользаи, баракзаи, алькозаи и ачакзаи. Малик Садо из племени попользаев, один из потомков Зирака, стал в конце XVI века вождем абдалийских племен, живших вокруг Кандагара.
В персидских источниках сообщается, что в 1006 году хиджры (1597—1598) сефевидский шах Аббас «назначил» Садо главой абдали и пожаловал ему титул «мир-и афагина» («вождь афганцев») 48. Малик Садо, по-видимому, сумел снискать особую благосклонность шаха Аббаса, оказав Сефевидам помощь в их борьбе с Моголами за Кандагар. В этих же источниках имеются упоминания о том, что шах Аббас поручил Садо охрану пути от Герата до Кандагара.
В дальнейшем род Садозаев, потомков Садо, известен как хан-хель абдали. Только из этого рода выдвигались верховные вожди абдалийских племен. Члены рода Садозаев пользовались рядом привилегий (в частности, на представителей этого рода, совершивших убийство соплеменника, не распространялся обычай кровной мести) 49. Дочери Садозаев не выдавались замуж за пределы этого рода.
____
46. Халили, моманды и даудзаи составляли гория-хель.
47. Тарих-и Султана, 59.
48. Lockhart, ThefalloftheSafaviDynasty, pp. 95, 96.
49. Рейснер, Развитие феодализма, стр. 59, 60.
[25]
У гильзаев привилегированным хан-хелем был Шах-Аламхель — подразделение племени хотаки. Согласно преданиям, хотаки уже в XIII в. обитали в районе Калати-Гильзаи, причем в рассказах об их вождях — Хотак-Баба, Малек-яре и других — сохранились воспоминания о борьбе против моголов.
В ходе борьбы между Великими Моголами и Сефевидами за Кандагар вожди гильзайских и абдалийских племен поддерживали то одну, то другую сторону, но чаще ориентировались на Сефевидов. С середины XVII века, когда Кандагар закрепили за собой Сефевиды, земли абдалийских и значительной части гильзайских племен оказались надолго в пределах сефевидских владений.
Иранские наместники, резиденцией которых был Кандагар, управляли, опираясь на гарнизоны сефевидских войск, и старались склонить на свою сторону влиятельных афганских вождей, жалуя им титулы, денежные подарки, земельные владения, поручая сбор налогов и т. п. Афганские вожди обязаны были за это приводить отряды своих соплеменников для службы в шахском войске 50. Сефевиды с целью укрепления своей власти и влияния в населенных афганцами областях использовали противоречия и разногласия между гильзаями и абдали.
В начале правления сефевидского шаха Аббаса I (1587— 1629) значительная часть абдали, подвергавшихся нажиму со стороны гильзаев, передвинулась из Кандагарской области в Гератскую. Это привело к существенному усилению позиций гильзаев в Заминдаваре и Кандагаре. Во время правления абдалийского вождя Садо преобладание гильзаев в Кандагарской области было поколеблено. В ходе дальнейшей борьбы за Кандагар гильзаи поддерживали Сефевидов. Но некоторые абдалийские родоплеменные подразделения, как, на[1]пример, ализаи, выступали на стороне Великих Моголов, что привело, после окончательного крушения попыток правителей Индии в середине XVII века вернуть Кандагар, к переселению части абдали в Мультан и в некоторые другие области Северной Индии.
_____
50. Там ж е, стр. 261.
[26]
Цитируется по изд.: Массон В.М. Ромодин В.А. История Афганистана в двух томах. Том II. Афганистан в Новое время. М., 1965, с. 19-26.