Племена нахуа, овладевшие Анахуаком после падения толтеков, были известны под именем «чичимекоз» — слово, первоначально означавшее «варвары». По преданиям, у них было семь племен, из которых одно двинулось на восток и осело в Тласкале. а остальные шесть поселились в долине у озер, грабя и порабощая прежних обитателей. Вскоре долина оказалась перенаселенной, и в течение нескольких столетий в Анахуаке велись мелкие племенные войны. Первым установило свое верховенство над другими народностями долины племя аколуа, жившее в Тескоко. Вожди аколуа стали господами Анахуака. Они построили для себя дворцы, бани и сады и покровительствовали культуре, тщательно сохраняя все, что осталось от науки толтеков. Впоследствии, с ростом могущества тепанекского города Ацкапоцалько, аколуа отошли на второй план. В начале XV века Тескоко был вынужден платить дань тепанекам, а его вождь Несауалкойотл был изгнан. Но тапанеки оказались такими тиранами, что другие племена нахуа объединились против них, и в 1431 г. Ацкапоцалько был разрушен. На месте города был устроен рынок рабов, а Несауалкойотл вернулся и властвовал сорок лет в качестве касика Тескоко. Он отличался справедливостью, верой в божественное единство, враждебным отношением к человеческим жертвоприношениям и любовью к науке. Сам он был поэт; сохранились его размышления о превратности человеческой судьбы. Он оставил после себя славу мудрейшего из мексиканских правителей.
Во время войны с тепанеками Несауалкойотл был вынужден вступить в союз на равных условиях с другим племенем нахуа — племенем, которому вскоре предстояло стать сильнее аколуа и далеко превзойти другие мексиканские народности в отношении человеческих жертвоприношений и жажды власти. Это были ацтеки. Последние из семи племен, вступивших в Анахуак, они долгое время бродили, как отверженные, в юго-западной части долины, нанимаясь на службу к вождям различных племен. Неблагоприятные условия лишь усилили их честолюбие и верность своему племени. Военная доблесть стала главным смыслом их существования. Под руководством жрецов своего племенного божества Уицилопочтли, которые повелели им селиться там, где они увидят орла, стоящего на кактусе и пожирающего змея, они осели и построили свой город Теночтитлан на двух маленьких и непривлекательных островках посреди озера Тескоко. Это произошло, вероятно, в 1325 г.; в течение последующих 100 лет ацтеки попрежнему были отверженными, платили дань Тескоко или Ацкапоцалько и питались жившими в воде пресмыкающимися и отбросами, скоплявшимися на поверхности озера. Войны между аколуа и тепанеками позволили им завоевать независимость. Три города — Тескоко, Теночтитлан и Такуба — образовали союз, в котором Теночтитлан вскоре занял господствующее положение.
Под руководством даровитых вождей — Ицкоатла, Монтесумы I, «небесного стрелка», Ахайякатла, Тисока и Ауицотла — ацтеки завоевали господство над другими народами долины, а затем перешли через горы и стали совершать захваты далеко во всех направлениях. Ацтекские войска покорили племена отоми и тотонаков, ожесточенно сражались с тарасканами и тласкаланами и через страну сапотеков проникли на 500 миль к югу до самого перешейка Теуантепек. Побежденные племена сохранили своих вождей, хотя часто им приходилось держать у себя ацтекские гарнизоны и давать земли ацтекским вельможам. Ацтеки даже предпочитали, чтобы эти племена периодически восставали, а они, ацтеки, имели возможность вновь покорять их. Но от покоренных племен требовали, чтобы они поставляли людей для жертвоприношений во славу Уицилопочтли и платили дань натурой — маисом и рыбой, золотыми украшениями и черепахами, диковинными птицами и животными — для потехи ацтекских вельмож и украшения ацтекской столицы.
Обогащенный добычей, награбленной в многочисленных победоносных войнах, Теночтитлан стал великолепным городом, с которым едва ли могли равняться столицы Европы. К концу XV века его население составляло примерно 100 тысяч человек. Благодаря изобретению плавучих
садов и вбиванию свай в дно мелководного озера, острова постепенно расширялись, между домами стали проходить каналы, два каменных акведука снабжали город питьевой водой из Чапультепека. С сушей его соединяли три бетонных дамбы в 30 футов шириной, а к востоку от островов, через озеро Тескоко, была построена плотина длиной в 7 миль, которая разрезала озеро надвое и защищала Теночтитлан от наводнения в случае внезапного подъема воды. В южной части города была построена широкая набережная, освещавшаяся по ночам пылающими жаровнями. Туда на флотилиях челноков приезжали крестьяне Анахуака, привозя дань маисом, плодами и цветами. Ацтекские вельможи жили в домах из красного или беленого камня, построенных вокруг открытых внутренних дворов, с фонтанами и цветниками, с садами на крышах. В северной части города, Тлателолько, имелся большой мощеный рынок, окруженный каменной колоннадой; там ацтекские купцы выставляли на продажу все продукты разных народностей Мексики. Здесь были медь и ваниль, каучук и кошениль, глиняная посуда и ткани, рабы и звери, мозаика из птичьих перьев, которую делали тарасканы, и выгравированные на золоте и нефрите украшения из страны сапотеков.
На пересечении трех дамб была расположена храмовая территория, окруженная стеной в 8 футов высотой и украшенная сверху каменными изображениями змей. На этой территории было сорок храмов, построенных не только в честь Уицилопочтли и его брата, толтекского бога Тескатлипоки, но также в честь богов покоренных племен, которые были допущены в ацтекский пантеон на второстепенные места. Ацтеки не знали еще религиозной нетерпимости, и даже Кецалкоатл, несмотря на то, что он покинул Мексику и оказался не в состоянии отменить человеческие жертвоприношения, имел свой храм и своих жрецов. Над храмовой территорией господствовала пирамида вышиной почти в 100 футов, занимавшая площадь более двух акров. На ней был построен храм Уицилопочтли. Освящение этого храма в 1487 г. ознаменовало вершину могущества ацтеков. Длинные ряды жертв — по преданиям 20 тысяч — тянулись по ступеням пирамиды, по улицам города и по дамбам, и несколько смен облаченных в красные одежды жрецов в течение многих часов трудилось над ними.
По мере роста мощи ацтеков их касик, избиравшийся комитетом вельмож из членов правящей семьи, постепенно приобрел полу-монархическую власть и стал объектом религиозного поклонения. Между касиком и жрецами Уицилопочтли всегда существовало полное согласие. Касик назначал жрецов, а верховный жрец обычно наследовал его власть и был главнокомандующим ацтекскими войсками. Но расстояние между касиком и рядовыми членами племени все более увеличивалось. После избрания касик следовал в храм Уицилопочтли, где жрецы умащали его с ног до головы черными благовонными маслами, а толпы людей у подножия пирамиды пели гимны и приветствовали нового вождя. После этого он четыре дня проводил в молитвах и посте, часто купаясь и пуская кровь из своих ушей и языка. Затем его короновали венцом из золота и перьев, а Уицилопочтли приносились в жертву гекатомбы пленников. С этих пор к касику относились как к воплощенному богу. Никто не смел взглянуть ему в лицо, и в его присутствии все должны были ходить босыми. Он жил в большом каменном дворце, где имелось три площади «и сто комнат, а воздух был насыщен благовониями от горящих курильниц. Он ел в одиночестве, обслуживаемый вельможами, которые поддерживали надлежащую температуру его пищи при помощи жаровен, наполненных раскаленными угольями. Когда он покидал дверец, его «если в паланкине или он шел, опираясь на плечи членов своей семьи. Для его развлечения имелся гарем, коллекции диковинных зверей, птичник с образцами всех птиц Мексики и большие цветники с фонтанами под сенью кипарисов в Чапультепеке и Уастепеке.
Эта быстро выросшая держава погибла столь же внезапно. К концу XV века она уже миновала свой кульминационный пункт. Племя тараскан из Мичоакана и энергичные горцы нахуа из Тласкалы сопротивлялись всем попыткам завоевать их. Сапотеки уже добились независимости. Ацтекские войска, шедшие к Теуантепеку, потерпели поражение от сапотекского вождя, который ждал их в засаде на вершинах гор, господствовавших над перевалами, ведущими к югу. Тескоко начинал возмущаться против верховенства своего союзника, а народ чалько на юго-востоке долины ждал первого повода, чтобы восстать. Тем не менее, Уицилопочтли всегда торжествовал, и, казалось бы, не было причин сомневаться, что все угрозы господству ацтеков будут отражены. Когда ацтекский касик взирал с вершины пирамиды Уицилопочтли на город, так быстро и блистательно вознесшийся из вод озера Тескоко, ка долину Анахуак, окаймленную горами, с ее 50 цветущими городами, и думал, что на востоке, за дымящимся конусом горы Попокатепетль, и на юге за вершиной горы Ахуско — от моря до моря и от пустырь севера до джунглей Чиапаса — ни одно известное ему племя не может сравниться с ацтеками, он вполне мог быть уверен в том, что людей ему бояться нечего. Если держава ацтеков будет уничтожена, то уничтожат ее не люди, а чужие боги, наделившие своих почитателей сверхъестественными силами.
Цитируется по изд.: Паркс Г. История Мексики. М., 1949, с. 37-41.