Сарматы: захоронения воинов

Наряду с курганами сарматской знати, у нас на Дону открыты погребения рядовых сарматов. Обычно это впускные погребения в курганах эпохи бронзы. При раскопках курганов на строительстве Новочеркасской ГРЭС в 1961—1962 годах среди множества погребений эпохи бронзы было обнаружено несколько погребений сарматов. В одном из них в прямоугольной яме на толстой подстилке из камыша, в знак очищения посыпанной мелом, был похоронен взрослый мужчина, сармат-воин. Возле него лежали небольшой железный меч в деревянных ножнах с кольцевым навершием рукоятки, железный нож, бронзовая

[136]

Рядовое сарматское погребение.

[137]

серьга, железная фибула, простой глиняный кувшин, сделанный на гончарном круге.

Могильная яма второго погребения изнутри была обшита деревом. На дне ее лежали костяки мужчины И женщины. Веря в загробную жизнь, сарматы положили в могилу все необходимые вещи: кувшин, алебастровые сосудики, лепную посуду, особой формы курильницы, тигельки для плавки металлов, нож, пряслица, много красивых пастовых бус, не потерявших своей окраски и блеска за две тысячи лет.

В третьем погребении тоже был сармат-воин. Около его бедра лежал меч с прямым перекрестьем и кольцевым навершием. Здесь же найдены бронзовый трехлопастный втульчатый наконечник, свинцовая проколка, железный нож, бронзовая кольцевая пряжка от пояса. Около пряжки сохранился окислившийся от пряжки кусочек ткани. Погребение относится ко II веку до н. э.

В одном из курганов на территории Новочеркасской ГРЭС открыто погребение, относящееся ко времени Великого переселения народов. Высота кургана около 2 метров. Погребение было совершено в катакомбной камере с входным колодцем. Входной колодец достигал почти 4 метра в глубину, имел почти круглую форму и расширялся книзу.

[138]

Поскольку это захоронение ограблено, от погребального инвентаря сохранились лишь стеклянный сосуд, глиняный кувшинчик, костяной гребень и бронзовая пряжка.

Стеклянный сосуд представляет собой круглодонный кубок из желтовато-зеленоватого стекла. Верхний край сосуда утолщен и слегка отогнут наружу. Кубок украшен пятью смыкающимися друг с другом овалами синего стекла. Овалы рельефно выделяются как с наружной, так и с внутренней стороны.

Глиняный кувшинчик, обнаруженный здесь же, редкой формы. Он небольшой, хорошо обожжен, сильно сплющен, с четким ребром на широкой части, с маленькой ручкой. На верхней части тулова кувшина при помощи мелкозубчатого штампа нанесен орнамент в виде вертикальных отпечатков, заключенных в пять треугольников, расположенных вершинами вверх. Ручка украшена налепом в форме лепешки и тремя параллельными линиями зубчатого штампа.

В этом кургане впервые на Дону открыто катакомбное погребение сарматского времени, которое может датироваться не ранее IV века н. э. Датировку определяет стеклянный кубок, изготовленный таким способом стеклянного литья, который ранее конца IV века н. э. не был известен.

[139]

Много веков прошло с той поры, когда были насыпаны курганы над могилами кочевников. Ушли в прошлое мысли, чувства, заботы тех, кто населял землю в те далекие времена, когда самым быстрым средством передвижения был конь, а самой надежной защитой — щит, меч да лук со стрелами.

Кочевники раннежелезного века — киммерийцы, скифы, сарматы не оставили нам письменных источников, по той простой причине, что они не имели письменности, и поэтому при изучении жизни этих народов мы должны довольствоваться скудными и порой противоречивыми сообщениями ассирийских, греческих, римских или иных авторов.

Тем большую ценность приобретают сведения, которые мы получаем в результате исследований археологических памятников: курганов, стоянок, городищ.

Зачастую только благодаря раскопкам мы можем восстановить те или иные стороны жизни древних народов.

Поскольку кочевники не строили городов, а временных стоянок и поселений обнаружено очень мало, то почти все, что мы знаем об их жизни, мы знаем благодаря изучению их погребальных памятников — курганов.

[140]

Курганы пока нередки на донской земле, но число их, несмотря на охрану, быстро сокращается. Неосмотрительность или небрежность слишком часто направляют на них нож бульдозера или ковш экскаватора, превращая памятник прошлого в силосную яму, дамбу или просто в ненужную гору земли. А вместе с курганами безвозвратно уходят непрочитанные страницы нашей истории! Поэтому во всех случаях необходимого сноса курганов их предварительно должны исследовать археологи. Берегите же украшение донского края, нашу гордость и историю нашу — скромные степные холмы — курганы!

[141]

Цитируется по изд.: Кияшко В.Я., Косяненко В.М., Максименко В.Е. Легенда и быль донских курганов. Ростов-на-Дону, 1972, с. 136-141.

Этнос: