Олекминские якуты

Олекминские якуты. На присутствие якутов в районе Олекмы в сообщениях первых русских отрядов прямых указаний не встречается, хотя, возможно, они там жили. Запись Ивана Галкина в самой ранней ясачной книге 1631/32 г. о сборе им ясака «вновь с первых улусов Якольской землицы 27 соболей» С. А. Токарев относит к олекминским якутам-меитцам, а Б. О. Долгих — к якутам центральных районов — кангаласам 4. Петр Бекетов, поставивший в 1635 г. Олекминский острожек, послал пространное донесение о выгодности выбранного им места, но о якутах не упомянул. Он писал: «Тот государев острог, который яз, Петр, поставлю на Усть-Олекны реки, будет государю впредь прочен. Около тово нового острожку прилегли все места уго-

____

4. С. А. Токарев. Общественный строй якутов XVII—XVIII вв., стр. 236; Б. О. Долгих. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в., стр. 354.

[29]

жие, рыбные ловли и соболиные промыслы, да и всякого зверя много, и тунгусские люди... Около тово новова острожку держатьца впредь станут, а в прошлых годах тунгусские люди прихаживали со многих рек, с Вилюя реки и с Патомы реки и ыных рек, и жили все тунгусские люди около того места, где яз, Петр, ныне поставлю государев острог» 1. Енисейские казаки первоначально построили Олекминский острожек при впадении в Лену Олекмы, а через некоторое время перенесли его на левый берег Лены, верст 15 выше 2.

Начиная с 1640 г., сохранилось немало архивных материалов с сообщениями о населении в районе Олекминского острожка. Во всех этих документах, наряду с тунгусами, значились в качестве постоянных жителей и якуты. Первое упоминание о них как о постоянных обитателях района устья Олекмы относится к февралю 1640 г. Следовавшие в Якутию первые якутские воеводы Петр Головин, Матвей Глебов и дьяк Еуфимей Филатов еще с дороги разослали в зимовья и острожки Якутского уезда «памяти» (распоряжения). Олекминским служилым людям они предписывали «иноземцом якутом и тунгусом князцам и их улусным людем, которые живут блиско Олекомского острожку, держать ласку и привет и налоги и иных обид и тесноты никакой не чинить» 3. Это самый ранний из сохранившихся документ, который свидетельствует, что местное население в районе устья Олекмы состояло из якутов и тунгусов.

По нашему предположению, сведения об олекминских якутах, как и другие сведения о народах того края, которым предстояло управлять первым якутским воеводам, они получили в Москве при своем назначении на эти посты. Головин и Глебов ехали до Якутска три года (Якутский уезд был создан в 1638 г., воеводы прибыли в Якутск летом 1641 г.). Все «отписки», разные донесения и прочие документы, отправляемые обычно с государевой казной, т. е. с пушниной, шли с Лены до Москвы не менее двух лет. Не исключено, что Головин и другие слышали об олекминских якутах и в Енисейске, где они останавливались по пути продвижения в Якутск.

Другое упоминание об олекминских якутах относится к июню того же года. Из Олекминского острожка от Гришки Кокорина сбежал «новокрещеной якуцкой малой именем Матюшка, по-якутцки Трека, а годами де той малой лет в семнадцать» 4. Разыскивать бежавшего рекомендовалось «у тунгусов или якутов». Стало быть, якуты, как и тунгусы, жили где-то недалеко от Олекминского острожка. Предполагалось также, что

_____

1. С. А. Токарев. Коренное население Якутии в XVII веке, стр. 186.

2. Ф. Г. Сафронов. Русские крестьяне в Якутии (XVII — начало XX вв.). Якутск, 1961, стр. 16.

3. ЦГАДА, ф. 1177, оп. 3, д. 18, л 13.

4. ЦГАДА, ф. 1177, оп. 2, д. 87, л. 19.

[30]

беглец мог быть работником у тунгусского князца Дачеги, который, как известно из архивных документов, принадлежал к Нанагирскому роду тунгусов, обитавшему в районе устья Олекмы. Следовательно, и якуты жили где-то близ Олекминска.

Первая из сохранившихся ясачных книг Олекминского острожка относится к 1640 г. Плательщиками значились якуты и тунгусы. Документ начинается словами: «Список слово в слово  книги государевы Олекомсково острошку ясачные, что взято государева ясаку с якуцких людей на нынешной на 149 год при сыне боярском при Воине Богданове да при пятидесятнике Шеломке Иванове 149 года ноября во 14 день с якуцкого князца  Оргузея с сыном Догунеем взято...» 1. В списке приведены имена 24 якутов. За ним следует список тунгусов князца Дачеги.

В последующие годы якуты и тунгусы родов Оргузея и Дачеги систематически платили ясак в Олекминском острожке, причем некоторые тунгусы носили якутские имена (Кочугуй, Токунай и Др.), что свидетельствует о длительном совместном проживании. Все якутское население обоего пола, приписанное к Олекминскому острожку и учтенное за эти годы, не превышало полторы сотни человек. Начиная с 1643/44 г. постоянными плательщиками ясака Олекминского острожка, кроме якутов князца Оргузея, становятся новые группы якутов, выходцы из других якутских улусов средней Лены. С этого времени род якутов данного князца, в отличие от новоселов, именуется в документах Кангаласским. В ясачных книгах 1644/45, 1647/48 и других годов списки якутов князца Оргузея имели заголовок «Род якуцкой кангаласы» («Род якуцкой кангалаской»).

В ясачных книгах Олекминского острожка численность якутов-кангаласов рода Оргузея, плативших ясак в 40-х годах XVII века, по грубому подсчету, составляла: в 1640 г. — 24 чел., в 1641/42 г.—31 чел., из них 7 подростков, и в 1643/44 г.—34 чел., в том числе 5 подростков 2. Нет сомнения, что якуты близ устья Олекмы в 1640-х гг. жили постоянно. Возможно, часть их поселилась там до прихода русских.

_____

1. ЦГАДА, оп. 4, д. 3, л. 26.

2. Там же, ф. 1177, оп. 4, д. 3, лл. 26—27; д. 35, лл.158—159; д. 102, лл. 4—5.

[31]

Цитируется по изд.: Парникова А.С. Расселение якутов в XVII – начале XX вв. Якутск, 1971, с. 29-31. 

Этнос: