В области якутской историографии и этнографии имеет большое значение труд Филиппа Страленберга. Будучи офицером шведской армии, он в битве под Полтавой попал в плен к русским, а затем, в порядке административного усмотрения, был сослан в Сибирь, где провел 13 лет. Получив возможность разъезжать по Сибири, он ознакомился с бытом и нравами ее коренных обитателей и с разными вещественными памятниками старины. По возвращении на родину он выступил в качестве автора довольно солидного этногеографического описания Сибири и восточной части Европы со включением многих данных из русской и центрально-азиатской истории под заглавием «Das Nord und Ostliche Theil von Europa und Asia» u. s. w.
Олекминские якуты. На присутствие якутов в районе Олекмы в сообщениях первых русских отрядов прямых указаний не встречается, хотя, возможно, они там жили. Запись Ивана Галкина в самой ранней ясачной книге 1631/32 г. о сборе им ясака «вновь с первых улусов Якольской землицы 27 соболей» С. А. Токарев относит к олекминским якутам-меитцам, а Б. О. Долгих — к якутам центральных районов — кангаласам 4. Петр Бекетов, поставивший в 1635 г. Олекминский острожек, послал пространное донесение о выгодности выбранного им места, но о якутах не упомянул. Он писал: «Тот государев острог, который яз, Петр, поставлю на Усть-Олекны реки, будет государю впредь прочен. Около тово нового острожку прилегли все места...
Первых якутов служилые и промышленные люди встретили на средней Лене. В 1630 г. отряд во главе с Мартыном Васильевым и Антоном Добрынским проник на Лену через Вилюй и среди якутских улусов поставил острожек 2. В следующем году прибыл на Лену, по уже иным путем, Иван Галкин с отрядом- Он также встретил якутов, которые оказались «скотны и людны, и доспешны, и воисты» 3. Стрелецкий сотник П. Бекетов, прибывший на смену Галкину, в 1632 г., как уже указывалось, построил Ленский острог — будущий Якутск.
Якуты центральных районов лучше других изучены современными исследователями. Эта группа якутов в 30-х годах XVII века составляла основную массу якутского народа. Она была расселена довольно компактно на сравнительно небольшой территории.
Административно-территориальные единицы, установленные русскими людьми у якутов, стали называться в документах волостями. ..
Теория южного происхождения якутов оформилась еще в конце XVII столетия в записках одного иностранного купца, немца или голландца, Эверта Исбракдта Идеса, который, по поручению русского правительства, ездил через Сибирь в Китай для улажения пограничных дел. Он выехал из Москвы в 1692 г. и вернулся через три года в феврале 1695 г. Во время своего путешествия Исбраидт вел дневник, в котором между прочими сведениями заключались и краткие этнографические данные о некоторых туземных народах Сибири, в том числе о бурятах и якутах. Сведения о последних автор должен был получить, конечно, проезжая через Иркутск, путем расспросов бывалых людей при посредстве местной администрации. Отрывки из дневника Исбрандта Идеса через год после его возвращения в 1696 г. были изданы в Берлине Менцелем, опубликовывались также и Г. Г. Лейбницем в 1697 и в 1699 годы...
Якуты (саха) — народ в России, основное население Республики Саха (бассейн Средней Лены, Нижн. Алдана, Вилюя, низовья реки Олёкма, районы Крайнего Севера). Численность — 350 тысяч человек. Наиболее ярким и потому наиболее полно этнографически описанным явлением в религиозной жизни якутов конца 19 — начала 20 века был шаманизм. Он впитал в себя многие архаические культы. Вместе с тем во многих случаях ритуальной практики якуты не прибегали к помощи-посредничеству шаманов. Значительно у якутов число пережитков различных архаических культов.