Функ Д.А. Верования якутов

Якуты (саха) — народ в России, основное население Республики Саха (бассейн Средней Лены, Нижн. Алдана, Вилюя, низовья реки Олёкма, районы Крайнего Севера). Численность — 350 тысяч человек. Наиболее ярким и потому наиболее полно этнографически описанным явлением в религиозной жизни якутов конца 19 — начала 20 века был шаманизм. Он впитал в себя многие архаические культы. Вместе с тем во многих случаях ритуальной практики якуты не прибегали к помощи-посредничеству шаманов. Значительно у якутов число пережитков различных архаических культов. Особым было их отношение к амулетам, которые оберегали человека от несчастий. Имелось представление о возможности влиять на погоду при помощи волшебного камня са-та. Среди населяющих природу духов-иччи наиболее важным считались духи-хозяева дороги, горного перевала, горы, озера и др. По традиционным представлениям якутов, у человека — три души: земная душа, воздушная душа и мать-душа, подлинная душа.

Значительны также пережитки тотемизма. Существовал медвежий культ, общий для всех групп якутов. Особо выделялись промысловый культ, культ духов — покровителей семьи, главный среди которых считался дух-хозяин домашнего очага.

Описывая шаманство, исследователи, как правило, особо говорят о т. наз. Белом шаманстве, проявляющемся в культе божеств айыы. Главным действующим лицом в "белом шаманстве" был "белый шаман", которого считают жрецом "общеплеменного культа божеств айыы". Кроме исторических преданий, никакими иными фактическими материалами и свидетельствами 17—20 веков данные о "белом шаманстве" не подтверждаются.

Главным из божеств айыы считался живший на девятом небе Юрюнгайыы тойон (Светлый создатель, господин), создатель вселенной, творец душ людей и рогатого скота. Из др. божеств айыы наиболее почитаемыми, по материалам конца 19 века, были женские божества, обычно объединяемые под общим именем Айыысыт (айыысыт человека, конского поголовья, коров, собак). Во многом с культом айыы связан получивший широкую известность якутский праздник Исы-ах, посвященный наступлению лета.

Ряд типологически сходных черт в фигурах шаманов, с одной стороны, и кузнецов и сказителей-олонхосутов — с другой, позволяют выделить представления, связанные с кузнецами и сказителями, в особые культы. Яркие материалы собраны о "шаманской болезни" будущих кузнецов, об их духе-покровителе Кы-дай-Бахсы, о магической силе кузнеца, прошедшего обряд посвящения, превосходящей в ряде случаев силу черного шамана.

Наиболее заметным явлением в религиозной жизни якутов было шаманство, иначе именуемое "черным шаманством". Шаманы и шаманки занимались лечением, отделяли души умерших от душ живых, умилостивляли злых духов, предсказывали будущее, предотвращали эпидемии, эпизоотии, насылали порчу, испрашивали для бездетных супругов кут — "зародыш" на ребенка и многим другим. Шаманскими атрибутами были бубен-дюн-гюр с колотушкой, осмыслявшийся как конь и плеть, шаманский костюм или плаш-ку-му. Основные противники шаманов — злые духи — абаасы, жившие в верхнем, среднем и нижнем мирах (см. Шаманизм).

В современной Саха-Якутии особенно заметно после проведения в августе 1992 года международной конференции "Шаманизм как религия: генезис, реконструкция, традиции" активизировался интерес к традиционным религиозным верованиям. Отдельными представителями интеллигенции высказывались предложения о придании шаманизму статуса государственной религии. Возрожден и регулярно проводится праздник Исыах, нося в настоящее время общеякутский характер.

Д. А. Функ

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 596-597.

Этнос: