Расселение народов Северо-Восточной Сибири в середине XVIIвека (по Б.О. Долгих). [При пользовании картой следует учитывать, что в районах смешанного проживания контуры расселения народов перекрываются]. 1. Эвенки (тунгусы), 2. Эвены (ламуты). 3. Якуты. 4. Юкагиры. 5. Коряки. 6. Чукчи. 7. Ительмены (камчадалы). 8. Эскимосы. 9. Айны. 10. Тавгинцы.
В XVII веке, к приходу русских, юкагирские племена занимали огромную территорию от низовий Лены до Анадыря. В литературе не раз отмечалось, что по сибирским масштабам юкагиры в XVII веке были многочисленным народом 6, однако эти высказывания должным образом не аргументировались. Лишь архивные материалы, собранные Б. О. Долгих, позволили реконструировать картину расселения и определить численность юкагиров в XVII веке. Изложим полученные им результаты в таблице 7.
Яна |
Индигирка |
Колыма |
Анадырь |
||||
Род |
Числен-ность |
Род |
Числен-ность |
Род |
Числен-ность |
Род |
Числен-ность |
|
|
|
|
|
|
|
|
Яндагирский |
200 |
Олюбензи |
260 |
Алан |
480 |
Чуванский |
600 |
Омолоевский |
110 |
Янгинский |
450 |
Омокский |
620 |
Ана-ульский |
140 |
Хромовский |
100 |
Шором-бойский |
350 |
Когимэ |
340 |
Ходынский |
620 |
|
|
|
|
Лавренский |
120 |
|
|
Зельянский |
130 |
|
|
|
|
|
|
Летайский |
80 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
620 |
Всего |
1060 |
Всего |
1560 |
Всего |
1360 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Некоторые сомнения в этой таблице вызывает отнесение Зельянского (Дольянского) и Петайского родов к юкагирам. Как справедливо отметил В. О. Долгих, названия этих родов имеют тунгусское происхождение. К юкагирам он причислил оба рода, основываясь на свидетельствах о том, что члены этих родов знали юкагирский язык и общались с юкагирами. Сохранение тунгусских (ламутских) названий родов объясняется, по его мнению, тем, что при матрилокальности юкагирских браков дети от смешанных юкагирско-ламутских браков росли юкагирами. При всем прав-
_____
6. Б. Л. Огородил ков. Завоевание русскими Сибири, т. II, ч, 1. Очерк истории Сибири до начала XIX столетии. Владивосток, 1924, стр. 54, 01.
7. Б. О. Долгих. Родовой и племенной состав пародов Сибири в XVII веке.— «Труды Института этнографии АН СССР», новая серия, т. LV, М., 1960, стр. 379—442.
[11]
доподобии этого предположения, оно представляется нам спорным. Названия, места обитания (горные районы к востоку от Яны) и взаимоотношения членов этих родов с тундровыми юкагирами свидетельствуют о том, что это не юкагиры, хотя так их именовали Постник Иван и др., а ламуты (эвены), вклинившиеся в юкагирскую среду. Недаром юкагиры именовали зельянцев и петайцев грабителями («ононды»). Что же касается знания зельянцами юкагирского языка, то это единичное свидетельство, возможно, относилось лишь к главам родов. Это не позволяет нам отнести зельянцев и петайцев к юкагирам. Если наши предположения верны, то группа янских юкагиров состояла не из 620 человек, а из 400—450 человек.
Таким образом, к приходу русских в Восточную Сибирь там насчитывалось около 4500 юкагиров. Они граничили на западе с тунгусами, па юге — с ламутами, на востоке — с чукчами и коряками. Огромная область расселения юкагирских племен и их относительная многочисленность ко времени включения северо-востока Сибири в состав Русского государства — косвенные, по весьма существенные свидетельства в пользу неоднократно высказывавшегося в литературе мнения о том, что именно юкагиры составляли древнейший этнический пласт населения Якутии 8.
Хозяйственный уклад юкагирских племен не был одинаков. Уже в первых документах о юкагирах сообщалось, что они делились на оленных и пеших, т. е. оседлых, людей. В низовьях Индигирки служилые люди во главе с Постником Иваном встретили в 1639 году оседлых юкагиров — рыболовов-собаководов. «Люди сидячие,— рассказывали о них казаки,— а ездят-де они на собаках» 9. Характерно, что в книге ясачного сбора Нижне-Колымского зимовья за 1648 г. отмечалось, что в этом зимовье ясак «собирают с пеших и с оленных низовских мужиков». Казаки четко подразделяли роды юкагиров па пешие и оленные: «С пешего князца Алива под сына его аманата Чорму и со всего роду — 23 соболя» 10.
«А по ней-де Колыме реке живут иноземцы колымские мужики — свой род, оленные и пешие, сидячие многие люди и язык у них свой», — рассказывал в 1646 г. в Якутске Михаил Стадухин. В другой своей отписке он пояснил: «Иноземцы на той реке Колыме сидячие, зимою и летом сидят об одном месте, пешие, а оленные люди кочуют с места на место и па озерах» 11. Транспортным средством пеших были собаки. Индигирка, Колыма, Анадырь назывались собачьими реками 12. Однако в некоторых хозяйствах пеших юкагиров, судя по документам, были и олени. Возможно, существовали родовые группы, состоявшие из пеших и оленных хозяйств. «Того нее дня,— сообщал в ясачной книге Федор Гаврилов в 1648 г.,— великого государя ясаку с ковнмекого пешего князца и с аленных под аманата сына его Кандангу и со всего роду (взяли) 46 соболей» 13. Домашние олени были у большей пасти юкагиров 14.
Не вдаваясь в рассмотрение вопроса, когда и каким образом у юкагиров появилось оленеводство, можно констатировать, что оно было у них распространено до прихода русских 15.
_____
8. А. П. Окладников. История Якутской АССР, т. I. Якутия до присоединения к Русскому государству. М.—Л., 1955, стр. 288—29.3; М. Г. Левин. Этническая антропология и проблемы этногенеза пародов Дальнего Востока.— «Труды Института этнографии АН СССР», новая серия, т. XXXVI, М., 1958, стр. 153—154, 204.
9. «Открытия русских землепроходцев и полярных мореходов XVII в. па северо- востоке Азии», М., 1951, стр. 143.
10. ЦГАДА, ф. 1177, от. 4, кн. 260, л. 1.
11. «Русские мореходы в Ледовитом и Тихом океанах», М.— Л., 1952, стр. 62.
12. «Открытия русских землепроходцев...», стр. 283.
13. ЦГАДА, ф. 1177, от. 4, кн. 260, л. 1.
14. «Колониальная политика Московского государства в Якутии в XVII веке», (далее — «Колониальная политика...»), Л., 1936, стр. 67, 70, 116, 185.
15. Г. М. Василевич, М. Г. Левин. Типы оленеводства и их происхождение.— «Советская этнография», 1951, № 1, стр. 76—83.
[12]
По мнению Б. О. Долгих, пешие юкагиры представляли собой роды и семьи, утерявшие оленей или перешедшие к рыболовству и в связи с этим не обзаводившиеся оленями 16. Напротив, Н. Н. Степанов склонен рассматривать пеших как особые племена, занимавшиеся рыболовством, охотой и собирательством 17.
В пользу того, что пешие юкагиры представляли собой какие-то устойчивые хозяйственные коллективы, говорят свидетельства о наличии у них ездового собаководства. Оленеводы-кочевники при потере оленей, как можно судить но позднейшим этнографическим наблюдениям, если не происходило их подселение к уже оседлому населению, обычно становились совершенно пешими, т. е. вовсе лишались транспорта. Переход юкагиров-оленеводов в случае их оседания к собачьему транспорту по мог бы совершиться, если бы традиции древнего собаководства но имели на Яне, Индигирке. Колыме и на Анадыре постоянной преемственности. Очевидно, на этих реках сохранились какие-то реликты древней пешей речной культуры. Это предположение вызывает ряд вопросов. Каким образом пешие охотники-рыболовы могли сосуществовать с воинственными подвижными группами оленеводов? Почему эти пешие группы не привлекли к себе достаточного внимания служилых людей? Мы но знаем даже точно, каковы их родовые названия. Исключение составляет сообщение казака Чукичева о пешем роде Иванде (Уянде) на Индигирке: «а того Иванды роду его было человек со 100 и больше, люди сидячие, а ездят они на собаках» 18.
Возможно, пешие юкагиры и юкагиры-оленеводы входили в один и то же родовые группы. Такая родовая группа, занимая большую территорию, могла обеспечить себе безопасность. Сообщения о том, что главы леших юкагирских родов владели каким-то количеством оленей, позволяют предполагать, что в одном роде были как сидячие, так и оленные хозяйства. Пешие юкагиры, судя по имеющимся материалам, были как бы включены в большие группы оленных.
Оседлые группы могли существовать только в тех районах, где изобиловала рыба. Улов ее должен был покрывать не только потребности людей, но и потребности в корме ездовых собак. При крайне низком уровне техники большие запасы рыбы могли быть заготовлены в низовьях крупных северных рек. На Яне, судя но современному расположению рыболовных песков, поселения оседлых рыболовов могли находиться не выше устья реки Бытантай, на Индигирке — до устья реки Селенях (район Подшиверского зимовья) и на Алазее до устья реки Россохи, а на Колыме они могли доходить до устья Анкудинки (Средне-Колымск).
Обследование древних памятников Индигирки, произведенное нами в 1952 году, и наблюдения, сделанные в 1959 году участниками Юкагирской экспедиции Института этнографии и Якутского филиала АН СССР, показали, что остатки жилищ — полуземлянок, приписываемых местным населением какому-то вымершему народу, располагались не на самой Индигирке, а по берегам небольших притоков и проток. Очевидно, именно здесь (на основных водных магистралях рыба идет по фарватеру) можно было сооружать заезды с мордами или другие ловушки. Во время рунного хода рыба заполняла эти протоки, и тогда юкагиры могли обеспечить себя рыбой. Так, индигирские юкагиры-яндинцы для ловли рыбы перегораживали Уяндину недалеко от устья 19.
Все же только за счет рыболовства в суровых условиях севера существовать юкагиры не могли. Сочетая рыболовство с охотой на диких оленей, оседлые юкагиры обеспечивали себя шкурами для одежды и обуви,
______
16. Б. О. Долгих. Указ. соч., стр. 423—424.
17. «История Якутской АССР», т. И, М., 1957, стр. 104.
18. Б. О. Долгих. Указ. соч., стр. 405.
19. Там же, стр. 404.
[13]
жиром, мясом. Для всех групп тундровых юкагиров огромное значение имела охота на диких оленей на речных переправах, так называемые оленные промыслища, или плави, В низовьях Индигирки на «звериных плавежах» диких оленей добывали олюбенцы 20. Поколки оленей у Бурулгина камня, где кочевали олюбенцы, производились вплоть до 30-х годов XX века. Добыча диких оленей на переправах шла в низовьях Алазеи, Колымы, Анадыря. Места переправ, по-видимому, и были теми районами, где обитали пешие юкагиры.
Группы пеших юкагиров обитали и в верховьях Колымы и Яны. Там встречаются места, где осенью скапливается столько рыбы, что, используя самые примитивные невода типа бредней, местное население успевало за несколько дней заготовить рыбу на целый год. Современные верхнеколымские юкагиры называют такой способ добычи рыбы черпаньем 21. Около таких рыбалок вполне могли существовать оседлые поселения. Верхнеколымские юкагиры также были собаководами. На древность собачьего транспорта указывает то обстоятельство, что собак здесь приносили в жертву 22.
Основой существования юкагиров-оленеводов была охота на диких оленей, оленеводство имело подсобное (транспортное) значение.
Некоторые данные для суждения о древнем хозяйстве юкагиров-оленеводов дают распросные этнографические материалы, полученные нами у оленеводов Индигирки. Своих предков они представляют как охотников за дикими оленями. Зимой охотники преследовали диких оленей на партах, осенью охотились с помощью манщиков, летом загоняли небольшие стада диких оленей в озеро, где подстерегавшие их охотники приближались к ним на лодках и кололи их копьями 23.
Интересен вопрос о взаимоотношениях юкагиров с окружающими их народностями перед приходом русских.
Область расселения юкагиров, которая выявляется по русским документам XVII века, очевидно, сложилась в результате крупных этнических перемещений, произошедших в XV—XVIвеках. Тунгусский коридор между самодийскими и юкагирскими племенами, по-видимому, образовался в результате вторжения восточных тунгусов (ламутов) — азянов, синигиров и лалагиров — в низовья Лены и Оленека. Есть все основания думать, что тунгусы в этом районе были в XVII веке недавними поселенцами 24.
Следует отметить, что в фольклоре оленекских якутов-оленеводов противником героя большой части героических сказаний выступает герой-охотник Ункэбил-хосун (Юкагир-хосун). В одной из легенд он прямо назвал юкагиром 25. Возможно, эти воспоминания свидетельствуют о том, что в низовьях реки Оленека обитали юкагиры. Местом жительства Ункэбил-хосуна и сто рода традиция считает низовья Оленека, где этот хосун со своими сородичами охотился на переплывавших через реку диких оленей. Если Урэн-хосун и Чэмпэро-хосун считаются на Оленеке прародителями современного населения, то Ункэбил-хосун представляется чужаком. Он носит длинные волосы, а в одной из легенд он запутывается
____
20. ЦГАДА. ф. 214, ст. 274. лл. 172—173; ф. 1177, оп. 2, ст. 6, л. 15.
21. Из материалов этнографических поездок автора на Колыму в 1956 и 1959 гг.
22. М. Г. Левин. О происхождении и тинах упряжного собаководства. — «Советская этнография», 1946, № 4, стр. 75—108; В. И. Иохельсон. Образцы материалов но изучению юкагирского языка и фольклора.— «Известия Академии паук», 1898, т. IX, № 2, стр. 157.
23. Материалы Юкагирской комплексной экспедиции 1959 г. Института языка, литературы и истории ЯФ СО АН СССР и Института этнографии АН СССР (архив Института этнографии АН СССР).
24 Археологические, фольклорные и лингвистические свидетельства в пользу того, что юкагиры в древности занимали долину Лены и территорию к западу от нее, привел А. П. Окладников («История Якутской АССР», т. I, стр. 288—293).
25. Полевые материалы автора. «Ункэбил-хосун» (запись со слов Николаевой Анны из Жиганского района, наслег Тюмяти, поселок Чкалов, 1943 г.).
[14]
в них и гибнет 26. Характерно, что и саккырырские эвены рисуют героя своих противников — юкагиров, обитавших в низовьях Омолоя, также с длинными волосами. По этим преданиям, Юкагир-хосун постоянно расчесывал свои волосы. Во время битвы длинные волосы помешали ему одержать победу 27. Легенды о состязаниях и столкновениях между населением низовий Лены и юкагирами удалось записать А. П. Окладникову в 1942—1943 годы 28. Имеются и прямые исторические свидетельства о том, что юкагиры заходили в низовья Лены в середине XVII века 29.
Вслед за ламутами (эвенами) в юкагирские земли проникли еще до прихода русских якуты. Большая группа якутов в XVII веке обитала в верховьях Яны, заняв, очевидно, территорию, которую осваивали до них янские юкагиры. Если с запада юкагиров теснили тунгусы и якуты, то с юга в их земли вклинивались ламуты.
Казачьи отписки с Индигирки, Колымы, Анадыря пестрят сообщениями о кровавых столкновениях юкагиров с ламутами, чукчами и коряками. Следует подчеркнуть сложные взаимоотношения юкагиров с коряками. В фольклоре и тех и других имеются указания па кровавые столкновения и ожесточенные схватки. «Главными врагами юкагиров,— писал В. И. Иохельсон,— были, согласно преданиям, коряки и ламуты. С ламутами битвы были настолько ожесточенными, что не щадили даже женщин» 30. Предание о вражде с коряками до сих пор бытует среди верхне-колымских юкагиров.
В документах XVII века содержатся упоминания о вооружении юкагиров. Так, индигирские юкагиры, напавшие на Уяндинское зимовье, были одеты в латы-куяки и шлемы из кости (очевидно, на костяных пластинок). Они имели луки со стрелами, копья, каменные топоры 31.
Однако не следует думать, что взаимоотношения юкагиров с соседями сводились только к военным столкновениям. Имели место и обменные связи. В 1663 году ленские тунгусы, но сообщению служилых людей, договорились встретиться «в трех днищах» от Столбовского зимовья с какими-то неясачными юкагирами в число шести юрт для торговли соболями 32. Около устья Анадыря еще в XVIII веке сохранялось «юкагирское торговище» 33. Здесь происходила меновая торговля между юкагирами и чукчами.
Какие-то эпизодические связи существовали, очевидно, между юкагирами и весьма отдаленными от них народами. Юкагиры с Яны хорошо знали не только своих ближайших соседей, но и далекие племена натков — предков нанайцев и ульчей, обитавших на Амуре 34.
Эти свидетельства говорят о том, что обменные связи между юкагирами и их соседями возникли задолго до прихода русских. При всем этом отдельные группы юкагиров представляли собой обособленные коллективы. Источники рисуют следующую картину взаимоотношений между юкагирскими родами или племенами. Близкие связи существовали между юкагирами низовий Алазеи и Индигирки. Алазейский юкагирский князец
_____
26. Полевые материалы автора. «Урэн-хосун» (Запись со слов Соломонова Дмитрия Прокопьевича. 1918 г. рождения, поселок Оленек, 1912 г.)
27. Материалы Индигирской этнографической экспедиции ЯФ АН СССР, 1952 г.
28. А. П. Окладников. Исторические рассказы и легенды Нижней Лены.— «Сборник МАЭ», т. XI. М.—Л.. 1949, стр. 101—102.
29. В устье Молоды (приток Лены) юкагиры в 1635—1637 гг. имели столкновения с оленекскими тунгусами («Русские мореходы в Ледовитом и Тихом океанах», стр. 276-4277).
30. В. И. Иохельсон. По рекам Ясачной и Коркодону.— «Известия РГО», т. XXXIV, вып. 3, СПб., 1898, стр. 260.
31. ЦГАДА, ф. 1177, оп. 2, ст. 43. л. 47.
32. С. А. Токарев. Общественный строй якутов в XVII—XVIII веках. Якутск, 1945, стр. 84.
33. «Колониальная политика царизма па Камчатке и Чукотке в XVIII веке» (далее — «Колониальная политика царизма...»). Л., 1935, стр. 159.
34. «Открытия русских землепроходцев...», стр. 126.
[15]
Невгоча считался названным братом индигирского князца Бурулги 35. Мы знаем, что первый принадлежал к племени алаев, второй — к олюбенцам.
Были связаны родством нижнеколымские и индигирские юкагиры. В 1640-х годах с Колымы на Индигирку перекочевало несколько юкагирских групп (согласно терминологии документов,— родов) 36.
В 1644 году индигирские юкагиры рассказали Ивану Ерастову, что алазейские юкагиры «ходят по все годы на Колыму реку к колымским мужикам и пеши и оленны в гости» 37. Быть может, между индигирскими и колымскими юкагирами имели место какие-либо обменные связи, но вернее всего взаимное посещение вызывалось брачными узами.
Дружественные отношения поддерживались между янгинцами и шоромбойцами. Вблизи Подишверского зимовья шоромбойцы выменивали у янгинцев рыбу на оленьи шкуры и мясо. Янгинскле юкагиры и юкагиры шоромбойских родов (верхнее течение Индигирки) в 1642 году совместно напали на гарнизон Уяндинского зимовья 38.
Однако известно, что юкагиры-олюбенцы, занимавшие нижнее течение Индигирки, жестоко враждовали с юкагирами-янгинцами, обитавшими по среднему течению этой реки и ее притокам Уяндине и Селеняху. В 1641 году олюбенцы напали на янгинцев. Очевидно, борьба велась за право охоты у оленьих плавежей. «У нас с енгинскими мужиками бой живет по все годы», — сообщали казакам олюбенцы 39. Шоромбойские горные юкагиры нападали на тундровых алазейских. В 1658 году омолоевские юкагиры (хоромои) участвовали в походах служилых людей против яндинских юкагиров и деятельно помогали громить их 40.
Как можно видеть, враждующие стороны состояли из обитателей тундры и обитателей тайги. Борьба, очевидно, происходила за пограничные охотничьи угодья, в особенности за районы, где дикие олени переплывали через реки. Горные юкагиры, преследуя стада диких оленей, в летние месяцы вслед за ними вторгались в низовья рек, где сталкивались с обитателями тундры. Разница в хозяйстве, образе жизни тех и других, несомненно, подогревала борьбу. Характерно, что тундровые индигирские юкагиры поддерживали дружественные отношения но с юкагирами, обитавшими в верховьях этой реки, а с тундровыми юкагирами Колымы, соответственно, таежные юкагиры Индигирки имели добрососедские отношения с таежными юкагирами Колымы. Отметим, что в пределах таежной и тундровой зон происходили значительные передвижки родов. Они не вызывали кровопролитных столкновений, так как совершались в дружественной среде. В 1640-х годах с верховьев Колымы на Индигирку сошел со своим родом шаман Пороча 41. Б. О. Долгих указывает, что этот род платил на Индигирке ясак до 1681 года, пока родовичи Порочи окончательно не растворились в среде шоромбойских юкагиров 42. В 1698 году в Подшиверском зимовье платил ясак род Колымского шамана Чеплока 43.
Материалы, относящиеся к 1630—1640-м годам, при всей их фрагментарности показывают, что перед приходом русских шло медленное проникновение отдельных групп из соседних народностей в состав юкагиров и постепенное сближение юкагирских племен между собой. Такие обычаи, как побратимство, гостевание, взаимный обмен женщинами способствовали сближению обособленных родоплеменных групп.
____
35. «Открытия русских землепроходцев...», стр. 134.
36. ЦГАДА, ф. 1177, оп. 2, ст. 43, лл. 46-48; ф. 214, кн. 145.
37. «Русские мореходы в Ледовитом и Тихом океанах», стр. 48.
38. ЦГАДА, ф. 1177, оп. 2, ст. 6, л. 15; Б. О. Долгих. Указ. соч., стр. 404.
39. «Открытия русских землепроходцев...», стр. 133.
40. ЦГАДА, ф. 1177, оп. 2, ст. 56, лл. 62—64; Б. О. Долгих. Указ. соч., стр. 383.
41. ЦГАДА, ф. 1177, оп. 2, ст. 43, лл. 46-48.
42. Б. О. Долгих. Указ. соч., стр. 404.
43. ЦГАДА, ф. 1177, кн. 1763, л. 31.
[16]
Включение в состав Русского государства привело уже в XVII веке к большим изменениям в жизни юкагиров.
Особый интерес представляет вопрос об изменениях, произошедших в XVII веке в хозяйстве юкагиров. Некоторые группы юкагиров, потесненные пришельцами и соседями, по-видимому, вынуждены были отказаться от оседлого образа жизни. Однако наиболее существенным моментом следует считать проникновение к юкагирам в больших количествах железных орудий. Железные орудия и оружие были известны им до прихода русских, хотя преобладали каменные и костяные орудия. В документах есть упоминание о наличии у юкагиров изделий из железа. В 1641/42 году на Колыме стрелой «железницею» во время одного из боев с юкагирами был ранен Семен Дежнев 44. В 1657 году в юкагирской челобитной о насилиях служилого человека Григория Татаринова упоминается кузнец Паланда 45. В юкагирском языке имеется своя терминология, связанная с обработкой железа 46. Однако изделий из железа у юкагиров до прихода русских было крайне мало, и в этих изделиях ощущалась большая нужда. В 1640-х годах за ясак служилые люди на Колыме давали юкагирам государево жалованье — подарки в виде «палиц куяшных» 47.
В 1660—1670-х годах спрос на железные орудия был, очевидно, удовлетворен. Казаки и другие приказные люди уже «наметывали» (навязывали) юкагирам железные товары: «пальмишка по полуаршина и в три чети аршина», прутья, топоры, куски панцирей, старые стволы от пищалей и т. д. 48. За эти орудия казаки требовали крайне высокую цену. Так, топор оценивался в 10 соболей, пальма — в 15 соболей. Но юкагирские роды, платившие в ясак сотни соболей в год, эта цена не могла остановить. По всей видимости, жалобы юкагиров на «наметывание» товаров вызывались не только тем, что цена была высока, но и тем, что нужды в этих товарах уже не ощущалось.
В середине XVII века изделия из железа стали проникать к юкагирам не только от русских, по и от якутов. В 1670-х годах у индигирских и янскях юкагиров казаки находили якутские куяки (панцири) 49. Широкое проникновение железных орудий, без сомнения, сказалось на характере производства юкагиров. Облегчился промысел, упростилось изготовление нарт и лыж. Благодаря применению железных скребков ускорилась выделка шкур, с использованием игл, проколок — изготовление одежды. Вторая половина XVII века была, очевидно, тем рубежом, когда пережиточный неолит на крайнем севере сменился железным веком. Это событие отразилось в юкагирских преданиях.
«Русские топоров дали. Русские сказали: „Этим дерево рубите". Все начали рубить. Некоторые, ноги отрубив, умерли. Свои каменные топоры все бросили. Ножей дали», — так рисует проникновение железных орудий и оружия юкагирская устная традиция 50.
Отразившиеся в юкагирских преданиях факты приобретения от русских железных орудий рисуют не единичное, а массовое их проникновение, вытеснение традиционных каменных топоров, рубил, скребков железными.
Глубокие перемены в хозяйстве, образе жизни, несомненно, уже в XVII веке привели к исчезновению многих архаических культурных особенностей юкагирских групп. В некоторых группах обожествляли умерших шаманов. Их кости обшивали ровдугой и возили с собой в качестве
_____
44. «Русские мореходы в Ледовитом и Тихом океанах», стр. 149.
45. «Колониальная политика...», стр. 98.
46. «История Якутской АССР», т. II, стр. 106.
47. ЦГАДА, ф. 1177, оп. 4, кн. 1260, л. 1.
48. «Колониальная политика...», стр. 107.
49. «История Якутской АССР», т. II, стр. 105.
50. В. И. Иохельсон. Материалы по изучению юкагирского языка и фольклора, собранные в Колымской округе, ч. I, СПб., 1900, стр. 93.
[17]
охранителей. В 1652 году, когда от какой-то болезни погибли юкагирские аманаты, их родичи обратились к казакам с просьбой сохранить «костие», за что они обещали доставить ясак 51.
Значительные изменения произошли в XVII веке в расселении и численности юкагиров.
Это отразилось и в юкагирском фольклоре 52. В 1640—1650-х годах юкагиры активно выступали против ясачного гнета, хотя некоторые группы, соблазненные возможностью торговать с русскими, добровольно соглашались платить ясак. В 1639 году индигирские юкагиры, шоромбойцы и янгинцы напали на казаков на рыбном промысле и отбили аманатов.
Столкновения имели место и при попытках казаков взять заложников с юкагирских родов.
В первые десятилетия после включения юкагирских земель в состав Русского государства, когда еще не все юкагиры были обложены ясаком и на дальних реках не был установлен элементарный правопорядок, некоторые группы юкагиров нередко становились жертвами хищнических устремлений глав казачьих отрядов, искателей наживы. Больше других от них пострадали пешне оседлые юкагиры, привязанные своим хозяйством к долинам рек. Под предлогом измены ватаги авантюристов нападали на таких юкагиров с целью захвата их имущества и приобретения рабов.
В 1654 году сын боярский Кирило Ванюков, ясачный сборщик нижнего Индигирского зимовья, по-видимому, с целью обогащения, обвинил местных юкагиров, возглавляемых Уяндой, в измене и направил против них отряд из служилых, торговых и промышленных людей. Не ожидавшие нападения юкагиры были разгромлены, глава их Уянда был повешен, три человека убиты 53. Имущество этой группы юкагиров захватили и разделили между собой участники похода. Женщины и дети были обращены в ясырь (рабство). Снимая с себя ответственность за недобор ясака но индигирским зимовьям, приказчик Зашиверского зимовья Ципандин в своей челобитной разоблачил Ванюкова: «В прошлом-де в 164 году зимою сын боярский Кирило Ванюков, собрав на Индигирке реке из-за всех зимовий многих служилых и торговых и промышленных людей для своей бездельной корысти, сказал измену на ясачных индигирских юкагирей и послал на них служилых и торговых и промышленных людей Инашко Овчинникова с товарищи больше ста человек, после государева ясачного збора и велел погромить. И служилые и торговые и промышленные люди по оно Кирилову велению тех индигирских ясачных людей погромили - жен и детей и оленей с триста на погроме взяли и иного всякого юкагирского живота погромили и от того погрому на Индигирке юкагиры обеднели» 54.
Версия Ципандина не лишена вероятности. Поход против юкагиров был совершен после ясачного сбора. Сам Ванюков в походе не участвовал — так легче было отвести от себя вину. В своей отписке он притворно выражал сожаление о том, что посланные им против юкагиров Ивашко с товарищами учинили такой разгром, и сообщал, что оп выговаривал им за это 55. Тем не менее и ему досталась часть награбленного. Разбежавшиеся юкагиры были разысканы казаками. Часть членов этого рода подала челобитные о возвращении им имущества, жен и детей. По-видимому, просьбы юкагиров были в какой-то степени удовлетворены, и они вновь
___
51. «История Якутской АССР», т. II, стр. 107.
52. В. И. Иохельсон. Материалы по изучению юкагирского языка и фольклора..., ч. I, стр. 75—76.
53. ЦГАДА, ф. 214, ют, 382, л. 378 об.
54. Там же, л. 379.
55. Там же, л. 381.
[18]
стали платить ясак. В 1686 году в Уяндинском зимовье числились «брат Уяндин Сыронит», «Пуянда, Уяндин сын» и др.
Однако этот род юкагиров уже не мог оправиться от разгрома. Часть семей, покинув родные места, перешла от полуоседлого образа жизни к кочевому, сблизившись со своими собратьями оленеводами.
Столкновение с отрядами служилых людей и внутренние междоусобицы привели к исчезновению анадырских леших юкагиров — анаулов.
«В 157 [1648] г. пришли на Анадырь реку,— писал Михаил Стадухин,— к анаульским людям к их острожкам и я сказывал им государево жалованное слово и они тово не послушали» 57. После этого Стадухин с товарищами, «прося у бога помощи, пошли на острожки приступом». Острожки служилые люди взяли и «лучших людей» посадили в аманаты. После этого анаулы, как сообщал Стадухин, «учинились послушными». Однако в следующем году на анаульских людей пошел в поход некий Анисим Костромин с отрядом в семь человек. Они погромили анаулов, «платье и одежды взяли да анаульского парня аманатского родника привезли к себе в зимовье». В ответ в 1650 году анаулы убили девять человек промышленников во главе с Григорием Вохромеевым. Воспользовавшись этим, люди Костромина, как писал Михаил Стадухин, «в поход пошли и достальных анаульских людей, и который убойстве не были и тех людей разорили, и мне на той реке быть не у ково от их насильства, пошел на иную реку, Аклей» 58. Таким образом, пешие оседлые юкагиры Анаульского рода как самостоятельная группа быстро исчезли, потревоженные походами служилых и промышленных людей. Не следует думать, что анаулы были полностью физически истреблены, часть их отошла к корякам 59, часть — к ходынцам, часть попала в ясырь к участникам похода 60.
Участь нижнеиндигирских и анадырских пеших юкагиров, по-видимому, разделили в период объясачивания и целый ряд мелких оседлых групп речных юкагиров. Однако судьба их не отражена в документах. Погромы нескольких семей, отход их из родных мест в тот период могли остаться незамеченными воеводской администрацией. В этом и кроется объяснение того факта, что пешие юкагиры (за исключением колымских) перестают фигурировать в документах конца XVII века.
Неурядицы первых лет после включения в состав Ленского воеводства Яны, Индигирки, Колымы сказались и на оленных юкагирах. Например, чрезвычайно болезненно отразилась да янских оленных юкагирах распря между омолоевскими служилыми людьми во главе с Михаилом Лифановым и хромовскими во главе с Василием Бурлаком.
В 165 (1657) году в конце августа Василий Бурлак «со своими покрученниками», с промышленными людьми, с двумя служилыми — Василием Козьминым и Алексеем Бусормановым — и индигирскими юкагирами «тайным обычаем» напал на омолоевских юкагиров, стоявших во днище от ясачного зимовья.
По сообщению Лифанова, нападавшие «и жен и детей юкагирских ясачных людей побрали с собой и з дувану их по себе разделили». Люди Бурлака разграбили лабазы и отогнали оленей «всех без остатку».
Во время погрома было убито два юкагира 61. Сидевшие в аманатах на Омолое юкагиры подали челобитные. Они жаловались на грабеж и захват и ясырь женщин, которых казаки «держат на постелях». Тем же 166
____
56. ЦГАДА, ф. 1177, отт. 4, д. 1394, лл. 32—33.
57. Там же, ст. 150, л. 8.
58. Там же, лл. 9—11.
59. Б. О. Долгих. Указ. соч., стр. 430.
60. В 1681 г. в росписи ясыря, находившегося у русских людей в Анадырском острожке, упоминаются три женщины Анаульского рода («Колониальная политика...», стр. 193).
61. ЦГАДА, ф. 1177, оп. 4, ст. 150, лл. 50—51.
[19]
(1658) годом датирована и челобитная Л. Бусорманова, жаловавшегося на то, что омолоевские служилые люди хотели его зимовье (Хромовское) разбить и отнять аманатов, а его били. Этим же годом датированы и распросные речи аманатов, «зачем приходили казаки с Омолоя реки». Аманаты подтвердили, что казаки приходили, чтобы разбить зимовье, захватить их и отнять оленей 62.
Наконец, в челобитной юкагиров Пели, Когондина и Нейгичамы сообщалось, что они сидят в Хромовском зимовье в аманатах и просят перевести их родников с Омолоя на Хрому. В челобитной упоминается о том, что они в 164 (1656) году «побили» государевых служилых и промышленных людей 13 человек, а в 165 году были вожами отряда Бурлака в походе против каменных (горных) юкагиров. Последних хромовские юкагиры громили вместе с казаками 63.
В 1663 году омолоевские и хромовские юкагиры отомстили служилым людям за погром 1658 года. Юкагиры захватили Янское нижнее зимовье, перебили гарнизон и увели аманатов. Но через год, опасаясь ответного похода, они подошли к Индигирскому острожку и заявили, что согласны платить ясак. По этому поводу сын боярский Андрей Булыгин сообщал, что в декабре 1661 года «пришли в Индигирский острожек ямские и хромовские изменники, прежние ясачные юкагири Тимка с племянником и с родом своим, да Килтегин племянник кузнец, да Ножея... А всех их пришло 9 человек и вину свою великому государю принесли: виноваты они перед великим государем, что на Яне реке служилых людей побили за то, что преж сего ходил на них в поход служилый человек Васька Бурлак. А с ним ходил Олешка Бусорманов и убили у них в походе трех человек. И они-де за то и убили его, Олешку Бусорманова, с товарищи».
На челобитные Булыгина из Якутска последовало распоряжение, чтобы омолоевские и хромовские юкагиры платили ясак в Янское нижнее зимовье. В последующие (1666—1668) годы юкагиры исправно платили здесь ясак. Однако в 1669 году они истребили гарнизон Янского нижнего зимовья и увели аманатов 64. Все это крайне неблагоприятно отозвалось на положении омолоевских, янских и хромовских юкагиров. Численность их сократилась.
Столкновения между оленными юкагирами и русскими служилыми и промышленными людьми имели место также на Колыме и Индигирке 65.
Однако не столько военные столкновения, сколько сам ясачный гнет подрывал хозяйство юкагиров.
Юкагиры платили ясак целыми родами. Большинство юкагиров платило ясак по три-четыре соболя в год, некоторые по 7—10 и более соболей, но за ними обычно скрывалось несколько ясачных плательщиков, «его род». По данным Б. О. Долгих, в 1659 году ясак на Колыме платили не только те 58 человек, которые были упомянуты в ясачных книгах, а 270 человек 66.
Добыча соболей для уплаты ясака требовала большого времени и сил. Следует отметить, что в лесо-тундровых и особенно в тундровых районах, где обитали юкагиры, соболей было немного, и юкагирам приходилось или выезжать в такие места, где водился этот зверек, или покупать со-
____
62. ЦГАДА, ф. 1177, оп. 4, ст. 150, лл. 33—35. Об этом событии имеется сообщение юкагирки Манду, жившей у казака Ганки Александрова в Жиганске. Она происходила, по ее словам, из янских юкагиров «и на Омолоевском хребте того отца его громили казаки Васька Бурлак с товарищи. И отца-де ее и родников казаки... побили всех, а ее взяли в полон».
63. Там же, оп. 2, ст. 56, лл. 62—64. На этот документ нам любезно указал Б. О. Долгих.
64. ЦГАДА, ф. 214, кп. 63, лл. 660—665 (этот документ указан нам Б. О. Долгих); кн. 525. лл. 107—108.
65. «Колониальная политика...», стр. 186, 239—240.
66. Б. О. Долгих. Указ. соч., стр. 414.
[20]
болиные шкурки, отдавая за это своих оленей, запасы рыбы, мяса. Это нарушало традиционный уклад хозяйственной деятельности юкагиров и приводило к их обнищанию. В 1659 году янские юкагиры жаловались, что они «холодны и голодны стали и дети свои с голоду многие юкагиры продали: и оленишка свои съели, и ясаку промышлять стало не на чем 67. Благосостояние юкагиров подрывала и система заложников-аманатов. В 1659 году только на Колыме было 23 аманата юкагира.
Как установил Б. О. Долгих, в среднем во всех зимовьях сидело одновременно до 70 юкагиров, около 6% взрослого мужского населения 68. Отрыв от промысла такого значительного числа трудоспособных мужчин ухудшал экономическое положение юкагиров и сказывался на их численности. Юкагиры неоднократно обращались к служилым людям с просьбами заменить мужчин-кормильцев женщинами и детьми 69. В конце XVII века значительная часть аманатов состояла из детей и подростков.
Тяжелым бременем легла на юкагиров подводная повинность. Данных о ней мало. Так, индигирские юкагиры из Уяндинского зимовья неоднократно перевозили на своих оленях казенные грузы: моржовую кость и пушнину с Индигирки на Яну 70. Усть-янские юкагиры доставляли грузы с Яны на Лену.
Ясачный гнет усугубляли казачьи поборы и прямые грабежи. В 1666 году анюйскне юкагиры, заплатившие ясак в Анюйское зимовье, жаловались, что служилые «люди Колымского зимовья отняли у них выданные за ясак государевы подарки: котлы, топоры, пальмы и олово и захватили часть анюйских юкагиров к себе в зимовье в аманаты. В 1660— 1670-х годах нижнеколымские юкагиры неоднократно обращались с жалобами на грабежи и притеснения со стороны промышленных людей 71. Особенно страдали от казачьих поборов сидячие пешие юкагиры. «Говорил нам, сиротам твоим, — жаловались среднеколымские юкагиры,— привезите к нам, ясачным сборщикам, в ясачное зимовье лебеди и гуси и берите ягоды и к нам привозите... И призывают к ясачному зимовью по-часту летом и зимою в кое время корм добываем — рыбы и звери и птицы — и велят к себе по вся недели корм и соболи привозити» 72. Как известно, все поборы с коренного населения Севера, за исключением ясака, считались незаконными.
Проходившие через юкагирские стойбища отряды служащих и артели промышленных людей покупали у юкагиров женщин. Их в качестве наложниц или жен служилые уводили в дальние зимовья, а промышленники брали в свои станы. В 1659 году янские юкагиры Шоромбойского рода сообщали, что они с голоду девок и детей своих на корм продавали 73. Женщин часто отнимали и за долги. В 1670—1680-х годах, по данным Б. О. Долгих, вне юкагирских племен находилось около 10% юкагирских женщин 74.
Ясачный гнет, поборы служилых людей стали причиной некоторых перемещений юкагирских родов во второй половине XVII века.
В середине XVII века юкагиры с реки Омолой стали перебираться в низовья Яны. Как сообщали служилые люди Омолоевского зимовья и 1657 году, «аманаты-де били челом государю, что государь пожаловал дал ясак платить на Яне реке в нижнем зимовье и он-де Мишка с аманатами и служилыми людьми в нынешней 166 г. летом хотел итти на Яну зимовать». Но и
_____
67. С. А. Токарев. Общественный строй якутов XVII—XVIII исков, стр. 273.
68. Б. О. Долгих. Указ. соч., стр. 440.
69. «Колониальная политика...», стр. 112.
70. ЦГАДА, ф. 214, кн. 330, л. 486; кн. 378, лл. 497-503.
71. «Колониальная политика...», стр. 110, 112.
72. Там же, стр. 98—99.
73. С. А. Токарев. Общественный строй якутов XVII—XVIII веков, стр. 273.
74. Б. О. Долгих. Указ. соч., стр. 440.
[21]
на Яне омолоевские юкагиры не прижились. В ясачной книге Янского нижнего зимовья за 1667 год против большей части ясачных плательщиков— омолоевских юкагиров — имеются приписки «тот Ножей сошел на Индигирку реку», «тот Мотора сошел на Индигирку» и т. д. 75
Хромовские юкагиры, кочевавшие к приходу русских в низовьях Яны по Чендону, также передвинулись в низовья Индигирки, на Уяндину, в бассейн Хромы. На прежних местах, судя по ясачной книге 1667 года, осталось около половины этого рода 76.
В эти же годы значительные перемещения юкагиров произошли и на Индигирке. Из Индигирского верхнего зимовья в нижнее были переведены 54 ясачных плательщика юкагира; напротив, из Индигирского нижнего зимовья в верхнее было переведено 27 человек, на Хрому — 14 человек 77. Возможно, это были формальные перечисления ясачных плательщиков для удобства уплаты ясака. Но сам факт появления юкагиров, осваивавших верховья Индигирки, в низовьях и обитателей индигирской тундры в верховьях представляет несомненный интерес.
Перемещения групп юкагиров происходили и на Колыме. В Средне-Колымском зимовье в 1666 году платили юкагиры из рода Шоронды, приписанного к Верхне-Колымскому зимовью 78.
Превращение юкагиров в «государевых подданных» означало, что они могли в случае нужды получить защиту у служилых людей против своих «немирных» соседей, но и они обязаны были оказывать военную помощь своим новым союзникам. Служилые люди широко пользовались этим, привлекая юкагиров к походам против их неясачных соседей. Юкагиры нередко служили проводниками казачьих отрядов и оказывали помощь в розыске уклонявшихся от платежа ясака. Так, в 1659 году нижнеколымский юкагирский князец Тимкуй пригласил к себе, очевидно, по наущению казаков, чукотского князца Мита и выдал его служилым людям. Мита был взят в аманаты, но вскоре ему удалось освободиться. Оказавшись на свободе, он убил трех юкагиров, а затем с группой чукчей напал на казаков. В ответ на этот набег приказчик Нижне-Колымского зимовья Иван Ерастов совершил поход против чукчей с 19 служилыми людьми и 150 юкагирами 79. Таким образом, после объясачивания юкагиров их взаимоотношения с группой оленных чукчей, кочевавшей неподалеку от устья Колымы, резко обострились. Неприязнь, существовавшая и между анадырскими юкагирами, с одной стороны, и чукчами и коряками,— с другой, также усилилась во второй половине XVII века. «А которые иноземцы, — писал в 1687 году десятник Василий Тарасов,— великим государям ясак платят, и те у ясачного платежу говорят: ясак-де с нас просите, а от неясачных коряки и чукчи но обороняете; те-де коряки и чукчи многих родников их па соболиных промыслах побивают, и жен и детей и родников их в полон емлют и оленей грабят, их из жилищ сбили» 80.
Шестьдесят человек юкагиров Ходынского и Чуванского родов были привлечены в 1697 г. к походу на Камчатку. Трудности похода и несправедливое отношение Владимира Атласова и его приближенных к вспомогательному отряду юкагиров вызвало восстание 81.
Во второй половине XVII века участились столкновения юкагиров с ламутами. В 1678/79 году зашиверские ясачные ламуты (эвены) жаловались на ясачных и неясачных верхнеколымских юкагиров («Чепога с товарищи»), которые будто бы побили их родников на Колыме на соболином
____
75. ЦГАДА, ф. 214. кн. 382, л. 405; ф. 1477. он. 4, кн. 923, л. 2.
76. ЦГАДА, ф. 1177, оп. 4, кн. 923, лл. 5-10.
77. ЦГАДА, ф. 214, кн. 382. л. 373.
78. ЦГАДА, ф. 1177, оп. 4, кн. 893.
79. «Колониальная политика царизма...», стр. 64.
80. ДАИ, т. X, стр. 351.
81. «Колониальная политика царизма...», стр. 26.
[22]
промысле захватили в плен женщин, детей и оленей 82. В свою очередь, колымские юкагиры в 1680 году жаловались на то, что индигирские ламуты грабят их на соболиных промыслах.
Таким образом, во второй половине XVII века усилились столкновения между юкагирами и их соседями — чукчами, коряками и ламутами. Это привело к сокращению численности юкагиров. Однако не следует преувеличивать значение междоусобиц.
Основной причиной резкого сокращения численности юкагиров во второй половине XVII века были оспенные эпидемии. От эпидемии 1669 года сильно пострадали юкагиры Хромовского рода. Их численность сократилась, по расчетам Б. О. Долгих, со 100 человек в 1659 году до 60 человек в 1681 году 83. Огромный урон принесла юкагирам оспенная эпидемия 1693 года. Особенно опустошительной была она для янских юкагиров. Из 106 ясачных плательщиков Янского нижнего зимовья погиб от оспы 41 человек. Оспа выкосила здесь около 40% населения. За 30 человек умерших ясак все же был внесен 16 уцелевшими ясачными людьми и тремя «новиками», очевидно, подростками 84. В последующие три года к ясачному платежу в это зимовье являлось всего 34—38 человек.
Если в 1656 году ясак платили 115 юкагиров Янгинского рода, то к 1667 году в этой группе осталось всего 55 плательщиков.
Приведенная Б. О. Долгих таблица колебания численности индигирских юкагиров показывает, что с 1680 по 1691 год Янгинский род уменьшился с 450 до 220 человек, Шоромбойский — с 360 до 200, Олюбенский — с 260 до 180 и Хромовский — с 65 до 25 85. К 1691 году по сравнению с 1650 годом численность всех индигирских юкагиров уменьшилась на 45%.
Численность алазейских юкагиров на протяжении второй половины XVII века держалась на одном уровне. К ясачному платежу являлось от 45 до 50 человек. Но в 1691/92 году от оспы умерло 27 ясачных плательщиков 86, т. е. в эту эпидемию погибло около половины алазейских юкагиров.
В конце XVII века резко сократилась численность колымских юкагиров. С 1660-х годов, когда объясачивание в основном было завершено, до 1680-х годов их численность стабилизировалась: в Нижне-Колымское зимовье ежегодно платило ясак 27—30 человек, в Средне-Колымское — 22—36, а Верхне-Колымское— 28—37. По определению Б. О. Долгих, численность колымских юкагиров в 1680-х годах была 990 человек 87.
В 1692—1694 годы, после эпидемии оспы (1691 год), в Нижне-Колымское зимовье являлось к ясачному платежу 12—15 человек, в Средне-Колымское — 5—12 человек, в Верхне-Колымское — 28—29 человек.
По данным ясачных книг, в 1691—1694 годы умерло по Нижне-Колымскому зимовью 16 ясачных плательщиков, по Средне-Колымскому—18, по Верхне-Колымскому—10. В нижнеколымской группе погибло около половины людей, в среднеколымской — три четверти, в верхнеколымской — четверть. Общая численность колымских юкагиров в конце XVII века едва ли превышала 440 человек.
Особенно трагичной оказалась судьба омолонских юкагиров. Уже в 1692 году колымские сборщики ясака писали: «В то число в нынешнем 201 году тех Омолонского зимовья юкагиров у ясачного платежу объявилось никого» 88. Причина неявки вскоре выяснилась. «Омолонские ясачные юкагиры и аманаты и приказчик казак Иван Мелкий и служилые люди волею божией моровом поветрием весною все померли»,— сооб-
_____
82. «Колониальная политика...», стр. 213—214.
83. Б. О. Долгих. Указ. соч., стр. 387—388.
84. ЦГАДА, ф. 214, кн. 1049, лл. G05—607.
85. Б. О. Д о л г и х. Указ. соч., стр. 400.
86. ЦГАДА. ф. 244, кн. 1049, л. 615.
87. Б. О. Долгих. Указ. соч., стр. 415.
88. ЦГАДА, ф. 214, кн. 1049 л. 679.
[23]
щалось в сметной ясачной книге Якутского уезда за 1694 г. Омолонское зимовье было закрыто 89.
В отличие от индигирских и колымских юкагиров, численность анадырских юкагиров — ходынцев и чуванцев — на протяжении XVII века не претерпела резких изменений. От оспенной эпидемии 1691/92 года погибло 11 ясачных плательщиков Анадырского зимовья 90. Как сообщали позже ясачные сборщики, вымерло пять юрт.
В целом к концу XVII века численность юкагиров сократилась с 4500 человек до 2535 человек, или па 44%. Поредевшие и ослабленные племена юкагиров не могли осваивать огромную территорию от Лены до Анадыря. В конце XVII века в исконно юкагирских землях прочно обосновались ламуты и стали часто появляться якуты. В 1790-х годах якуты уже освоили не только верхнее, но и среднее течение Яны.
В 1688 году в Янском нижнем зимовье заплатили ясак 5 человек так называемых новиков, значившихся тунгусами 91. В 1692 году в этом зимовье числилось 8 новиков-тунгусов 92.
В Индигирском нижнем зимовье по ясачной книге 1698 года числились юкагиры Бурудгина, Уяндина, Алазейского и Хромовского родов, а также 5 человек «Верхоянского зимовья якуты, которые сошли на Мому реку», якуты Борогонской волости Якутского уезда (22 человека) и Чиринтейской волости (3 человека), Мямяльского рода тупгусы Зашиверского зимовья (4 человека) 93.
В Индигирском верхнем зимовье появились ламуты Горбиканского и Годниканского родов Охотского острожка 94.
Тяжелые условия существования, ясачный гнет и даже оспенные эпидемии не вызвали больших перемещений среди юкагиров. Отмеченные выше миграции некоторых родов происходили в пределах юкагирских земель. Это обстоятельство, по-видимому, объяснялось малочисленностью юкагиров и возможностью укрыться в пределах своей же территории. Напомним, что «юкагирская землица» оставалась на протяжении второй половины XVII века одной из наиболее слабо населенных областей Сибири.
____
89. Б. О. Долгих. Указ. соч., стр. 410.
90. ЦГАДА, ф. 214, кн. 1049, соч., л. 632.
91. Там же, кн. 430. лл. 428—472.
92. Там же, кн. 760.
93. ЦГАДА, ф. 4177, он. 4, кн. 1763, лл. 32—50.
94. Там же, лл. 18, 22.
[24]
Цитируется по изд.: Гурвич И.С. Этническая история Северо-Восточной Сибири. М., 1966, с. 11-24.