Юкагиры

Карта расселения юкагиров в XVII веке.

Юкагиры (самоназвание- одул, деткиль), малочисл. народность Вост. Сибири (0,6 тыс. чел., 1970, перепись). Говорят на юкагирском языке. Тундровые Ю. живут в Нижнеколымском р-не Якут. АССР, таёжные - в Верхнеколымском р-не Якут. АССР и Среднеканском р-не Магаданской обл. К нач. рус. колонизации (17 в.) родо-плем. группы Ю. (чуванцы, ходынцы, анаулы и др.) занимали терр. от р. Лены до устья р. Анадырь. Числ. их сократилась в 17-19 вв. вследствие эпидемий, междоусобиц, колон, политики царизма; часть Ю. была ассимилирована якутами, эвенами, русскими. Обществ, отношения Ю. сохраняли черты эпохи перехода от материнско-родового строя к патриархату (пережитки матрилокального брака). Несмотря на христианизацию Ю. (19 в.), большое влияние среди них имели родовые шаманы. За годы Сов. власти в х-ве и культуре Ю. произошли коренные изменения. Ю. входят в промысловые совхозы (охота, оленеводство).

Использована Большая Советская энциклопедия.

Гурвич И.С. Юкагиры в XVII веке

Хозяйственный уклад юкагирских племен не был одинаков. Уже в первых документах о юкагирах сообщалось, что они делились на оленных и пеших, т. е. оседлых, людей. В низовьях Индигирки служилые люди во главе с Постником Иваном встретили в 1639 году оседлых юкагиров — рыболовов-собаководов. «Люди сидячие,— рассказывали о них казаки,— а ездят-де они на собаках» 9. Характерно, что в книге ясачного сбора Нижне-Колымского зимовья за 1648 г. отмечалось, что в этом зимовье ясак «собирают с пеших и с оленных низовских мужиков». Казаки четко подразделяли роды юкагиров па пешие и оленные: «С пешего князца Алива под сына его аманата Чорму и со всего роду — 23 соболя»...

Туголуков В.А. Юкагирский дом

Если бы мы захотели навестить юкагиров в разные периоды их истории, то сумели бы побывать и в простом ивовом шалаше, и в землянке, и в чуме, и в срубном доме...

Н. И. Спиридонов сообщает, что в древности юкагиры летом жили в «обыкновенных, глухих» шалашах «с подвешенным куском дерна или шкуры дикого оленя вместо двери над входным отверстием». Судя по атому описанию, он имел в виду шалаш конической формы, как чум, но с закругленным верхом из-за отсутствия дымового отверстия («глухой»). Вероятно, именно о таком жилище говорится в одной из юкагирских легенд. Убив на поединке «ледяного старика», герой предания водружает над его телом ивовый шалаш, покрытый травой...

Ходынцы

ХОДЫНЦЫ - юкагирское племя (см. Юкагиры). В 17 веке населяли низовья бассейна реки Анадырь, верховья рек Пенжины, Омолона (на Дальнем Востоке). Их насчитывалось около 620 человек. Занимались охотой, оленеводством, рыболовством. В 17-18 веках вследствие эпидемий, столкновений с соседями их численность резко уменьшилась. Потомки ходынцев слились с русскими старожилами низовий Колымы, частью с омолонскими эвенами, частично вошли в состав нижнеколымских юкагиров.

Соколова З.П. Традиционные верования юкагиров

Юкагиры (численность 1142 чел.) живут на севере Якутии (тундровые) и в Магаданской области (таежные). Сейчас юкагиры чаще сохраняют приверженность к православию (христианство они приняли в 17 веке), чем помнят о вере своих предков. В прошлом же для них были характерны культы матерей природы (земли, воды, огня, солнца, луны), промысловые культы (особенно культы лося, дикого оленя), память о которых сохраняется в некоторых обрядах и запретах: женщины не должны наступать на кровь диких оленей; глаза (или головы) убитых животных закапывали — возвращали матери-земле.

Гурвич И.С. Юкагиры

ЮКАГИРЫ (самоназвание - одул, деткиль) - одна из самых малочисленных народностей Восточной Сибири. Численность - 0,6 тыс. чел. (1970, перепись). Юкагирский язык относится к условно выделяемой палеоазиатской группе языков. Сохранившие свой язык тундровые юкагиры живут в Нижнеколымском районе Якутской АССР, таежные - в Верхнеколымском районе Якутской АССР и Среднеканском районе Магаданской области. В 17 веке, ко времени прихода русских, юкагиры занимали огромную территорию от реки Лены на западе до устья реки Анадырь на востоке.

Горохов С. Н. Юкагиры.

Юкагиры, одул, вадул (самоназвание — "могучий, сильный"), этел, этал (чукот.), омоки (устар. рус.), народ в Российской Федерации. Численность 1,1 тыс. человек. Живут в Нижнеколымском (тундренные юкагиры, или вадул) и Верхнеколымском (таёжные юкагиры, или одул) районах Якутии (около 700 человек), а также Алаиховском и Анадырском районах Магаданской области. Говорят на изолированном юкагирском языке, диалекты — тундренный и таёжный. Письменность с 1970-х годов на русской графической основе. Распространены также русский (считают родным 46% юкагиров), якутский, эвенский и чукотский языки.

Шеломова Татьяна. Юкагиры.

Приведенные выше этнические определители указывают на сложность этнокультурного формирования юкагиров, которые в конце ХIХ в. в результате смешения с эвенами и якутами в значительной мере утратили свою этническую специфику. Они считаются потомками древнего населения северо-восточной Сибири, а их культура генетически связывается с поздненеолитической ымыяхтахской культурной традицией, территориально широко представленной в археологических памятниках от Хеты до Чукотки. В хозяйственно-культурном плане они определяются как принадлежащие охотникам на дикого оленя и рыболовам, причем отмечается их преемственность более древнему населению этих территорий. Прослеживается ее связь с более западными районами, заселенными древними уральцами, что позволяет датировать их контакты с протоюкагирами неолитическим временем. Существует мнение, что протоюкагиры относятся к самому древнему пласту уральцев, продвинувшихся в Восточную Сибирь. Вероятно, при слабой внутренней этнической и территориальной дифференциации культуры охотников на дикого оленя, следы этих контактов сохранились в языке и антропологическом типе юкагиров...

Подписка на RSS - Юкагиры