Юкагиры (численность 1142 чел.) живут на севере Якутии (тундровые) и в Магаданской области (таежные). Сейчас юкагиры чаще сохраняют приверженность к православию (христианство они приняли в 17 веке), чем помнят о вере своих предков. В прошлом же для них были характерны культы матерей природы (земли, воды, огня, солнца, луны), промысловые культы (особенно культы лося, дикого оленя), память о которых сохраняется в некоторых обрядах и запретах: женщины не должны наступать на кровь диких оленей; глаза (или головы) убитых животных закапывали — возвращали матери-земле. Промысловый культ проявлялся и в почитании духов-хозяев. После удачной охоты устраивали праздник. У юкагиров был распространен культ солнца: весной устраивали праздники; покойников ориентировали на юг, в сторону солнца. Юкагиры почитали камни-фетиши (они считались женского пола), своих предков, был развит шаманизм.
Мир, согласно традиционным верованиям, делился на два яруса: в верхнем жили духи-предки, в нижнем — злые духи во главе с владыкой-праотцом с остроконечной головой. У могил ставили деревянные изображения духов, совершали жертвоприношения. Шаманов почитали и после их смерти: их тела расчленяли на части и хранили, считая покровителями рода и принося им жертвы. На шаманство юкагиров оказало влияние тунгусское шаманство.
Образ культурного героя-трикстера Дебегея близок к нганасанскому (см. Нганасан верования): он охотится на диких оленей, борется с людоедом и его женой, побеждает их при помощи огня и воды. Празднуются православные праздники (см. также Народов Сибири верования).
3. П. Соколова
Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 593.