одул/вадул: самоназвание о д у л / в а д у л «сильный», «могучий», сосуществовало с названием отдельных территориальных и племенных групп: ч у в а н, а н а у л, х о д ы н, о м о к и т.д.
Расселяются, в основном, в бассейне р.Колымы, в Магаданской обл. и Республике Якутия (Саха).
Численность по переписям: 1897 - 754, 1926 - 443, 1959 - 442, 1970 - 615, 1979 - 835, 1989 - 1142.
В ХУ11 в. юкагиры делились на ряд племен, наиболее крупными из которых были ходынцы, чуванцы и анаулы. Для них был характерен низкий уровень этнического самосознания. По территории обитания, юкагиры делились на ряд территориально-хозяйственных групп.
Антропологически юкагиры относятся к байкальскому антропологическому типу североазиатской расы. В настоящее время в антропологическом типе юкагиров выявлен европеоидный сдвиг по сравнению с прочими байкальскими популяциями. Юкагиры по ряду признаков попадают в самый центр уральских групп (манси, ненцы, ханты), но имеют по отношению к ним наибольшую степень выраженности монголоидного комплекса, что, как и данные языка, свидетельствует о былом урало-юкагирском единстве.
юкагирский: Систематическое положение языка юкагиров неоднозначно. Традиционно он включается в группу (семью) палеоазиатских языков, в которой, по степени близости к другим языкам, занимает обособленное место. Наличие в нем уральской основы учитывается в ряде современных лингвистических классификаций, где выделяется «Урало-юкагирская языковая семья», в которой юкагирский язык выделяется на уровне самостоятельной группы. Территориально он распадается на верхнеколымский и тундровый диалекты.
Язык бесписьменный.
Православие: Православные.
Приведенные выше этнические определители указывают на сложность этнокультурного формирования юкагиров, которые в конце ХIХ в. в результате смешения с эвенами и якутами в значительной мере утратили свою этническую специфику. Они считаются потомками древнего населения северо-восточной Сибири, а их культура генетически связывается с поздненеолитической ымыяхтахской культурной традицией, территориально широко представленной в археологических памятниках от Хеты до Чукотки. В хозяйственно-культурном плане они определяются как принадлежащие охотникам на дикого оленя и рыболовам, причем отмечается их преемственность более древнему населению этих территорий. Прослеживается ее связь с более западными районами, заселенными древними уральцами, что позволяет датировать их контакты с протоюкагирами неолитическим временем. Существует мнение, что протоюкагиры относятся к самому древнему пласту уральцев, продвинувшихся в Восточную Сибирь. Вероятно, при слабой внутренней этнической и территориальной дифференциации культуры охотников на дикого оленя, следы этих контактов сохранились в языке и антропологическом типе юкагиров.
В ХVIII-ХIХ вв. юкагиры оказались в центре этнических процессов протекавших на севере Восточной Сибири, связанных с формированием за счет юкагирской, этнической территории эвенов, якутов и чукчей. Уже в нач. ХVIII в. в бассейне Яны расселяются преимущественно якуты и эвены, на Колыме и Индигирке юкагиры составляли около половины населения. Существенную роль в их интеграции с пришлым населением играла христианизация. В Х1Х в. между Леной и Индигиркой юкагирский язык практически исчез. В это же время ухудшились их отношения с чукчами, которые осуществляли набеги на территорию юкагиров. Искавшие защиты от чукчей, юкагиры откочевывали к русским поселениям (Ангарск, Нижнеколымск), вступали в контакты с русскими, частично были крещены и в значительной степени сблизились с последними.
К концу ХIХ в. этнические традиции удалось сохранить, в основном, колымским юкагирам. Основу их культурной самобытности составили охота на дикого оленя и транспортное оленеводство для тундровых и охота на копытных, рыболовство и собаководство, для верхнеколымских, а также язык. Многие элементы их материальной культуры в течение ХVIII-ХIХ вв. складывались в уподоблении эвенским, чукотским и якутским (орудия труда, транспорт, одежда и др.). В то же время, в культуре юкагиров сохранился ряд архаических черт (культ предков и шаманов, жертвоприношения собак, «вороний эпос и т. п.), восходящих к древней циркумполярной традиции культуры охотников на дикого оленя.
В подтаежной зоне Колымы, Индигирки и Яны основой хозяйства было речное и озерное рыболовство, охота, культура в своей основе соответствовала общесибирской таежной. В зоне тундры в большей степени сохранились традиции культуры охотников на дикого оленя подвижным образом жизни, облавными охотами и транспортным оленеводством. В отдельную группу иногда выделяют оседлых юкагиров устьев рек, которые специализировались на рыболовном промысле и охоте на дикого оленя. Атрибутика культуры отдельных групп юкагиров имеет свои особенности.
В связи с комплексным хозяйством юкагиры вели полуоседлый образ жизни и имели два основных типа поселения: зимние стационарные и летние временные.
Жилища юкагиров разнообразны, что объясняется сменяемостью по сезонам форм поселений, а также контактами с соведними народами — чум тунгусского типа, но отличающийся от последнего обручем, скрепляющим основные жерди и возможностью покрытия остова корой лиственницы; голомо — пирамидальное жилище; балаган, сходный с якутским; срубные постройки. http://www.ethnos.nw.ru/
© 2000 Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education
Народы Сибири, М. - Л., 1956;
Юкагиры, Новосибирск, 1975;
J о с h e 1s о n W., The Jukaghir and the Jukaghirized Tungus, Leiden-N. Y., 1926.