Словенцы, словенци (самоназвание), народ в Словении, где они составляют 88% населения (численность 1700 тыс. человек), небольшое число словенцев в Хорватии и Союзной Республике Югославия. Живут также в Италии, Австрии, Венгрии, Аргентине, США, Австралии и Новой Зеландии.
Словенцы говорят на словенском языке славянской группы индоевропейской семьи, отличающемся большой дробностью говоров, которые объединяются в 7 диалектных групп (каринтийская, приморская, ровтарская, доленьская, гореньская, штирийская, паннонская). Письменность на основе латинской графики. Верующие словенцы — католики, незначительная часть — протестанты и православные.
Предки современных словенцев во время массового переселения славянских племён на Балканы в VI—VII веках заняли крайний северо-запад Балканского полуострова (от верховьев рек Сава и Драва к Восточным Альпам и побережью Адриатики вплоть до Фриульской долины), поселились в Среднем Подунавье и Нижней Паннонии; таким образом возникло два словенских региона — альпийский (карантанцы) и дунайский (паннонские славяне). В ходе заселения предками словенцев альпийских земель и северо-западных Балкан они оказались под властью аваров; в первой половине VII века часть их освободилась, образовав самостоятельное княжество Карантания. В середине VIII века Карантания попала в вассальную зависимость от Баварии и Франкского государства, а в начале IX века вошла в состав империи Карла Великого. С середины IX века большая часть словенских земель оказалась под господством немцев. Среди местных славян стало распространяться католичество, началась интенсивная немецкая колонизация, особенно сильная на севере и западе, где словенцы были почти полностью вытеснены.
Словенская аристократия сильно онемечилась, тогда как крестьянство в подавляющей массе оставалось славянским. В конце IX века часть предков словенцев, расселившихся в Нижней Паннонии, попала под власть венгров, что обусловило их частичную мадьяризацию. К началу XVI века большую часть земель словенцев подчинили австрийские Габсбурги. Длительное иноземное господство усугублялось различными формами экономической зависимости словенцев, основную массу которых составляли крестьяне и ремесленники, позже рабочие.
Несмотря на то, что словенцы рано потеряли политическую независимость и длительное время подвергались германизации и мадьяризации, они не утратили свой язык и культуру. Борьба словенцев за самостоятельность началась в период Реформации (XVI—XVII века), сначала среди горожан, а позднее и в крестьянской среде. В этот период получила распространение письменность на словенском языке, появились словенские школы, стала развиваться национальная словенская культура. Однако это движение в начале XVII века было подавлено совместными усилиями католической церкви, администрации Габсбургской империи и местной знати. Национально-освободительное движение угнетённых народов Австрийской империи, особенно во время революции 1848, охватило и словенцев.
Из всех югославянских земель, входивших в государство Габсбургов, в Словении раньше всего стали развиваться капиталистические отношения. К середине XIX века Словения стала одной из наиболее развитых югославянских земель. С развитием промышленности возросло немецко-австрийское политическое и экономическое давление, усилилась германизация. Активизировалось национальное движение, охватившее разные слои словенцев. Усилилась деятельность различных политических партий, стали печататься книги и газеты на словенском языке, открываться словенские школы. Всё это способствовало формированию словенского народа.
Создание Королевства сербов, хорватов и словенцев в 1918 (позднее менялось название — Югославия, ФНРЮ, СФРЮ — и отчасти границы этого государства) не объединило весь словенский народ в рамках одного государства — треть территории, населённой словенцами, попала под власть Италии (Словенское Приморье, северная часть Истрии) и Австрии (часть Каринтии). После 2-й мировой войны большая часть словенских земель, находившихся под властью Италии, отошла к Югославии и вошла в состав её республики Словении; после распада Югославии (1991) — самостоятельного государства Республика Словения (октябрь 1991).
Исторические судьбы словенского народа наложили отпечаток на культуру его отдельных групп (доленцы, горенцы, нотраньцы, белокраинцы и др.). Так, например, словенцы Юлийской Крайны (Северная Истрия) испытали сильное влияние фриулов и итальянцев; словенцы Каринтии, Штирии и отчасти Верхней Крайны (Гореньско) длительное время подвергались германизации. Сербский этнический компонент прослеживается в группе белокраинцев. Жители северо-восточной части Словении (прекмурцы) испытывали влияние венгерской культуры. Однако в целом все словенцы сохранили свою национальную культуру.
На формирование культуры отдельных групп словенского народа влияли также географические различия (морское побережье, равнины, горы). Всё это привело к тому, что этническая территория словенцев включает четыре этнографические области — альпийскую, среднесловенскую, средиземноморскую и паннонскую, хотя строго очерченных границ между культурой населения этих областей провести нельзя. Некоторые различия прослеживаются в сельской архитектуре (в строительном материале, в планировке и т. п.), в пище, в обрядности и др. Наряду с общесловенским самосознанием сохраняется и сознание принадлежности к региональной группе. Развитие различных отраслей экономики страны, её вхождение в общеевропейские структуры приводит к размыванию традиционной культуры. Вместе с тем словенцы, веками отстаивающие свою самостоятельность и самобытность, с любовью относятся к своему историческому прошлому и бережно сохраняют памятники своей культуры.
После завершения 2-й мировой войны изменилась социальная структура словенцев: всё большее их число из сельского хозяйства перешло в другие отрасли — в промышленность, на транспорт, в сферу обслуживания. Значительно выросла словенская интеллигенция.
Традиционное занятие словенцев — сельское хозяйство. Словенцы выращивали рожь, пшеницу, овёс, бобы, гречиху, картофель, овощи, хмель и др., занимались садоводством, виноградарством, разводили овец, коз, крупный рогатый скот. Значительное развитие получило пчеловодство, среди ремёсел — ткачество, плетение кружев, рисунки на стекле, роспись по дереву (особую известность получила роспись ульев), изготовление деревянной утвари, изделий из металла и др.
Преобладало расселение разбросанного типа (малодворное и многодворное) разнообразной планировки (кучевой, рядовой, круговой). Традиционное жилище словенцев деревянное, каменное или каркасное, одно-, а позднее двухэтажное. Значительное распространение получили двухкамерные дома с высокими двускатными крышами. Для хозяйственных нужд, главным образом для сушки и хранения сена и зерна, почти повсеместно использовалась крытая решётчатая конструкция — козолец.
Традиционный костюм исчез из повседневного быта, хотя его отдельные элементы ещё встречаются. Основные элементы мужской народной одежды — рубаха и штаны, а также различные жилеты, куртки, шляпы и т. д. У женщин — короткие рубахи, нередко украшенные вышивками и кружевами, жилеты, юбки (иногда несколько), фартуки, пояса, платки.
Основа традиционной пищи — блюда из муки и круп: каши, клёцки; овощи (капуста, репа, картофель, фасоль); мясо (копчёная свинина, козлятина или баранина) чаще по праздникам или во время тяжёлых работ.
Для традиционной общественной жизни словенцев характерны различные обычаи коллективного труда и взаимопомощи, в частности во время срочных сельскохозяйственных работ, при постройке дома.
Семья простая (малая). Сложные (большие) семьи (задруги) для словенцев не были характерны (изредка встречались в пограничных областях их расселения). Предполагают, что в раннем средневековье задруга существовала и у словенцев, но социально-экономическое развитие привело к её исчезновению раньше, чем в других югославских областях.
Традиционные обычаи (календарные, семейные) сохранились меньше, чем у других народов Союзной Республики Югославия, хотя отдельные элементы их бытуют. Для фольклора словенцев характерен жанр баллады.
М. С. Кашуба
Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 490-492.
Народы зарубежной Европы, т. 1, М., 1964.